ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

A series of cruisers under 68bis project

The soviet shipbuilding industry constructed and passed to the Soviet Navy 14 light gun cruisers under 68bis project in the early 50-ies of the last century. The 12th cruiser of this series got the name of the great Russian commander Mikhail Illarionovich Kutuzov, Field-Marshal-General, hero of the Patriotic War of 1812.

The cruiser "Mikhail Kutuzov" was laid in February 1951 at the Black-Sea Shipyard in Nikolaev and was completed in January 1954. After the official testing on August 9, 1954, the USSR naval ensign was hoisted on the ship. This day is the annual commemoration day of the ship.

After passing the required navigational assignments, the ship was incorporated into the Black Sea Fleet in January 1955. The zone of its responsibility was the Mediterranean and the Black seas, as well as the Central Atlantic, where "Mikhail Kutuzov" was in service until its withdrawal from operational status in 1988. By that time, the ship had covered 211,900 miles.

Many of the postwar ships of the 68bis project were given an opportunity to demonstrate their benefits in the conditions of peace. In this respect, the cruiser "Mikhail Kutuzov" has made a "political career" and become a venue of high-level meetings. The Indonesian President Sukarno, the head of Egypt Abdel Nasser, the King of Ethiopia Haile Selassie I, the Shah of Iran with a spouse as well as other high and mighties were its guests in different years.

"Mikhail Kutuzov" officially participated in two armed conflicts during the Arab-Israeli war in 1967 and 1973. It was stationed in the port of Alexandria as a reserve command post of the Chief military adviser of USSR in Egypt. The cruiser did not take part directly in the combat operations, but the very fact of its presence in Alexandria was a guarantor of peace. The attack on the ship "Mikhail Kutuzov" would have been equivalent to an attack on USSR. It is partly for that reason that it became possible to avoid a raid on the port of Alexandria.

During its career, the "ship-politician" made 15 long-distance marches; the most memorable of them took place in June 1957, when the cruiser was assigned to Leningrad to celebrate the 40th anniversary of the October Revolution.

A sea force of the Black Sea fleet, composed of cruiser "Mikhail Kutuzov", destroyer "Bezukoriznennyy" (Irreproachable) and two patrol boats, passing across the Black Sea and the Mediterranean Sea, reached the Atlantic Ocean, rounded Europe and made a passage along the route Sevastopol-Tallinn-Leningrad under the flag of the Commander of the Black Sea Fleet Squadron, Rear Admiral Vasily Chaly. Upon arrival in Leningrad, the ships moored on the berth in front of the Lieutenant Schmidt Bridge.

The Black Sea seamen, following the flagship cruiser "Mikhail Kutuzov", prepared to honour the memory of Field-Marshal Mikhail Illarionovich Kutuzov and lay flowers on his grave in the The Kazan Cathedral. It was an amazing event for the Leningraders. The seaborne crews, about 600 men, came ashore from the Black-Sea ships. The officers and sailors were dressed in uniform - all white from head to foot. This form was unusual for seamen of the Northern and Baltic fleets; in addition, the Leningraders were accustomed to the black sea uniform. The seamen unfurled the USSR naval ensign. The ship orchestra stroke up a march, and the seamen headed for Nevsky Prospect with measured steps towards The Kazan Cathedral. Crowds of gawkers surrounded the seamen. The cruiser commander, captain second rank Grigory Golota welcomed the Leningraders: "We, the seamen of the Soviet Black Sea Fleet, have arrived to you from Sevastopol to celebrate the Navy Day!" "Hurray! These are our Sevastopol mates! "- the people replied. Everyone applauded; often the exclamations "Well done!" were heard. The seamen laid a wreath to the tomb of Field-Marshal M.I. Kutuzov under the Soviet anthem. Then, under the proud music of "Varyag", the Black Sea seamen set off for a return journey. The traffic on Nevsky Prospect was stopped. Thousands of people welcomed the seamen. Many of those who had survived the Leningrad siege had tears in their eyes. Everyone felt proud of our glorious Navy. The patriotic upsurge in Leningrad was extremely high in those days.

The postwar programme of construction of Soviet Navy ships included the erection of more than 20 cruisers of 68bis project; however, 6 ships ("Shcherbakov", "Admiral Kornilov", "Kronstadt", "Varyag", "Arkhangelsk", "Vladivostok") were not completed. The 68bis-project cruisers were conceived in the epoch of scientific and technological revolution and impetuous development of weapon ordnance. The magnificent combat and operational characteristics of these cruisers were proven within all fleets, in the course of numerous campaigns and mimic warfare.

ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Серия крейсеров проекта 68бис

Советская судостроительная промышленность в начале 50-х годов прошлого столетия построила и сдала ВМФ СССР 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68бис. 12-й крейсер из этой серии получил имя великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.

Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и построен в январе 1954 года. После государственных испытаний 9 августа 1954 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день является годовым праздником корабля.

После сдачи обязательных курсовых задач корабль был введен в состав Черноморского флота в январе 1955 года. Зоной его ответственности стали Средиземное и Черное моря, а также Центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу вплоть до вывода из боевого состава в 1988 году. К этому моменту корабль прошел 211 900 миль.

Многие послевоенные корабли проекта 68бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.

Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Он находился в порту Александрия в качестве запасного командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его присутствия в Александрии был гарантом мира. Нападение на корабль «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налета на александрийский порт удалось избежать.

За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.

Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Чалого Василия Филипповича совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в Ленинград корабли стали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.

Моряки-черноморцы, флагманским кораблем которых был крейсер «Михаил Кутузов», приготовились почтить память фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова и возложить цветы на его могилу в Казанском соборе. Для ленинградцев это было потрясающее событие. Морской десант, около 600 человек, сошел на берег с черноморских кораблей. Офицеры и матросы оделись по форме — во все белое с ног до головы. Эта форма для моряков Северного и Балтийского флотов была непривычной, да и ленинградцы привыкли к черной морской форме. Моряки развернули Военно-морской флаг СССР. Корабельный оркестр грянул марш, и моряки, чеканя шаг, направились на Невский проспект к Казанскому собору. Толпы любопытных обступили моряков. Командир крейсера, капитан 2 ранга Григорий Емельянович Голота приветствовал ленинградцев: «Мы — моряки советского Черноморского флота прибыли к вам из Севастополя на празднование Дня Военно-Морского Флота!» «Ура! Это наши севастопольцы!» — отвечали люди. Все аплодировали, часто слышалось: «Молодцы!» Под звуки Гимна Советского Союза моряки возложили венок на могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. Затем, под гордую музыку «Варяга», черноморцы направились в обратный путь. Все движение на Невском проспекте было остановлено. Тысячи людей приветствовали моряков. У многих, кто пережил ленинградскую блокаду, на глазах были слезы. Каждый испытывал гордость за наш славный Военно-Морской Флот. Патриотический подъем в Ленинграде в эти дни был чрезвычайно высок.

Послевоенная программа строительства кораблей ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 крейсеров проекта 68бис, но 6 кораблей («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Варяг», «Архангельск», «Владивосток») не были достроены. Крейсера проекта 68бис родились в эпоху научно-технической революции и стремительного развития ракетно-артиллерийского вооружения. Великолепные боевые и эксплуатационные качества этих крейсеров были подтверждены на всех флотах, в ходе многочисленных походов и учений.

 

Легкие артиллерийские крейсера проекта 68бис

 

п/п

Наименование

Завод-строитель

Дата

закладки

Дата

подъема

флага

Дата исклю­чения из состава флота

Примечания

1.

«Свердлов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

15.10.1948

15.05.1952

30.05.1989

Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл

2.

«Дзержинский»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

21.12.1948

18.06.1952

12.10.1988

Разобран на металл

3.

«Орджоникидзе»

Судомеханический завод № 19 им. А. Марти, Ленинград

19.10.1949

18.08.1952

24.01.19663

Передан Индонезии в 1963 году. Вошел в состав ВМС Индонезии под именем «Ириан»

4.

«Жданов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

11.02.1950

31.12.1952

19.04.1990

Продан Индии в феврале 1990 года. Разобран на металл

5.

«Александр

Невский»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

30.05.1950

31.12.1952

30.05.1989

Разобран на металл

6.

«Адмирал

Нахимов»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

27.06.1950

27.03.1953

27.07.1960

Разобран на металл

7.

«Адмирал

Ушаков»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

06.02.1951

08.09.1953

16.09.1987

Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл

8.

«Адмирал

Лазарев»

Судомеханический завод № 194 им. А. Марти, Ленинград

06.12.1951

30.12.1953

12.10.1986

Продан Индии в 1991 году. Разобран на металл

9.

«Александр

Суворов»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.08.1951

31.12.1953

15.12.1989

Продан Индии в ноябре 1990 года. Разобран на металл

10.

«Октябрьская Революция» (до 03.08.1957 - «Молотовск»)

Завод № 402, г. Молотовск

25.09.1953

30.11.1954

16.09.1987

Разобран на металл

11.

«Адмирал

Сенявин»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.10.1951

30.11.1954

30.05.1989

Продан Индии в 1992 году. Разобран на металл

12.

«Михаил

Кутузов»

Черноморский судостроительный завод, г. Николаев

февраль

1951

09.08.1954

июнь 1998

6.02.2012 включен в состав ЦВММ

13.

«Дмитрий

Пожарский»

Балтийский завод им. С. Орджоникидзе (№ 139), Ленинград

31.03.1952

31.12.1954

05.03.1987

Продан в Индию в 1990 году. Разобран на металл

14.

«Мурманск»

Завод № 402, г. Молотовск

28.01.1953

22.09.1955

03.07.1991

Продан Индии в 1994 году