ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Подготовительные работы и начало второй военной навигации. Весна 1942 года

Перевозки по ледовой дороге закончились 24 апреля 1942 года, а спустя месяц, 20 мая, возобновились водные перевозки. На фотографии запечатлен буксирный теплоход «Гидротехник», который пробился через лед в Кобону и вернулся в Осиновец с 15 т боеприпасов на борту. Еще зимой, задолго до закрытия ледовой дороги развернулись большие работы по подготовке второй военной навигации на Ладоге. Корабли во время стоянки подвергались многократным бомбежкам с воздуха. В исключительно трудных условиях моряки ремонтировали свои корабли, корпуса которых имели много боевых повреждений, а механизмы — изрядный износ. И все же к весне корабельный состав флотилии был отремонтирован.

Во время второй навигации планировалось организовать перевозки по малой и большой трассам: Осиновец — Кобона, Осиновец — Новая Ладога. На восточном берегу продолжалось строительство Кобоно-Кареджского порта, на западном — Осиновецкого. К причалам подвели разветвленную сеть железных дорог, смонтировали механизмы для погрузочно-разгрузочных работ. Было построено более 100 складских помещений и площадок. Военный совет фронта утвердил суточный план перевозок: 5200 т и 3000 человек, подлежащих эвакуации. Для выполнения этого плана требовалось увеличить количество транспортных средств. Значительное пополнение получил транспортный флот. Специально для Ладоги на ленинградских судостроительных заводах было построено 118 самоходных тендеров водоизмещением 15–25 т и 14 металлических барж-блокадок грузоподъемностью до 900 т. Они в разобранном виде доставлялись по железной дороге в бухту Гольсмана и на месте собирались. На верфи, созданной в апреле 1942 года на реке Сясь, построили 30 деревянных барж грузоподъемностью по 300 т каждая. Для ускорения эвакуации заводского оборудования была организована паромная переправа через озеро. Для этого переоборудовали три металлические баржи, на которые установили железнодорожные колеи.

Ленинградский фронт требовал срочного пополнения, войска несли большие потери в личном составе не только в боях, но и от голода. Последовал срочный приказ о доставке пополнения и оружия. В ночь на 24 мая 1942 года отряд кораблей Ладожской флотилии в составе канонерских лодок «Селемджа», «Бира», «Нора», транспорта «Вилсанди» и пяти тральщиков начал перевозки с пополнением и автоматическим оружием. Так возобновилось регулярное движение судов по Ладоге весной 1942 года.

Хотя противник всячески пытался парализовать действие водной трассы, число перевозок только увеличивалось. В навигацию 1942 года они превзошли количество перевозок  минувшей осени и зимы и стали самыми крупными за весь период блокады.