Временная выставка «Шершавым языком плаката», представляющая шедевры агитационного искусства периода Первой мировой войны откроется 12 декабря в выставочных залах Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Экспозиция расскажет о периодах формирования художественного языка агитационного искусства в один из переломных этапов истории России.
Представленные на выставке военные лубки В. Маяковского и К. Малевича, созданные во время Первой мировой войны - это буффонное, игровое творчество. Изучение плакатов дает обширный материал для понимания эстетики русского авангарда. Сосредоточенный на критике существующего искусства и формопорождении нового он выражал себя в игровом, эпатажном действии, но, как подчеркивал М.М. Бахтин, «большим переворотам даже в области науки всегда предшествует, подготовляя их, известная карнавализация сознания». О возможности кровавой Гражданской войны тогда еще как будто и не помышляли: «…мало кому было ясно, насколько легче революции входят в логику своего безумия, чем разум своей истины».
С началом 1910-х годов в общеевропейском изобразительном искусстве наступает новый этап, появляются живописные и графические произведения, несущие в себе ощущение приближающейся общемировой катастрофы. Искусство Серебряного века неминуемо уходило в небытие, также как дворянская культура. Начавшаяся Первая мировая война привела к крайнему напряжению внутри Российской империи. В странах, начавших войну, считали, что конфликт будет скоротечным и победоносным.
Уже в августе 1914 года целый коллектив художников-авангардистов создал объединение «Сегодняшний лубок», которое поставило на поток производство плакатов и почтовых карточек, продолжавших традиции «старого» русского лубка — в технике нарочито примитивной раскрашенной гравюры, сопровождавшейся небольшим текстом в стихах. В объединение вошли художники со всемирно известными впоследствии именами — К. Малевич, А. Лентулов, Д. Бурлюк, И. Машков и другие. Большинство текстов для этих изображений написал В. Маяковский, который выступал также и в роли художника. В скором времени стало понятно, что война будет долгой и не такой «красочной», как на картинках «Сегодняшнего лубка». В. Маяковский впоследствии писал, что деятельность объединения прекратилась уже к ноябрю из-за понимания «отвратительных ужасов войны».
Плакаты 1915-1916 годов впитали в себя наиболее яркие и значимые события, художественный язык же плаката был прост и доступен. Народная картинка стала одной из основ его неопримитивизма. Схожие приемы использовал К. Малевич, изображаемые им фигуры на локально окрашенных фонах в раннем «крестьянском цикле», перекликающимся с творчеством В. Маяковского. Война обострила внимание к этому виду творчества как традиционному, испытанному не раз средству воздействия на солдатские, в значительной мере крестьянские, массы в духе патриотизма.
К середине 1917 года набирали популярность лозунги большевиков, и в самом начале революции «левые» художники первыми пошли на сотрудничество с молодой советской властью, что помогло им занять ведущее положение в искусстве. Авангардисты, футуристы были в меньшинстве, но меньшинство было активным. Политические убеждения не совпадали, а эстетические тем более, но именно этот тандем способствовал пику популярности авангарда. Ориентация на будущее — вот оно искусство нового времени, что напрямую способствует сознательному сближению большевиков с художниками нового толка.
Изобразительный язык стал лаконичным, а затем выразился в символичных фигурах плакатов «Окон РОСТА» (1919–1921), в стихотворении-манифесте В. Маяковского «Приказ по армии искусств» (1918), где «улицы — наши кисти, площади — наши палитры».
Искусство молодого советского государства, пронизанное идеологией, невозможно представить без знамен, стягов, сопровождавших стихийные митинги и собрания. Яркими и запоминающимися стали агитационные листы, плакаты, как полихромные, так и монохромные.