ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
«Декабрь 2019»

3 октября в ЦВММ открывается выставка к 60-летию с окончания строительства атомного ледокола «Ленин» - «Первый в мире!»

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 3 октября в 11 часов открывается временная выставка, приуроченная к 60-летию с окончания строительства атомного ледокола «Ленин» и 315-й годовщине начала истории адмиралтейских верфей. Выставка подготовлена ЦВММ совместно с ОАО «Адмиралтейские верфи» и будет работать по 31 января 2020 года включительно.   

На выставке представлены модели первого в мире атомного ледокола из собрания Центрального военно-морского музея и уникальные фотографии строительства и испытаний ледокола из архивов предприятия.

Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Решение о строительстве атомного ледокола для обслуживания Северного морского пути было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года.

Судно было заложено в Ленинграде 24 августа 1956 года на Заводе № 194 (с 1957 г. — Адмиралтейский завод, ныне АО «Адмиралтейские верфи»). Ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года.

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных государств и стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР. 3 декабря 1959 года ледокол был сдан Министерству морского флота и с 1960 года находился в составе Мурманского морского пароходства.

За все время эксплуатации ледокол прошел 654 тыс. миль, из них 563,6 тыс. миль во льдах. В июне 1971 года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошел севернее Северной Земли. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола "Арктика" на Северный полюс в 1977 году. 

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе работает музей. В 2018 году ледоколу «Ленин» вручили паспорт о присвоении статуса объекта культурного наследия федерального значения.

Не менее интересна и история построившего ледокол предприятия, которая началась 5 ноября 1704 года, когда Петром I был заложен Адмиралтейский Дом, ставший крупнейшим кораблестроительным предприятием России. За три с лишним века со стапелей верфи сошли без малого 3000 кораблей и судов различного класса и назначения.

Инженерами и мастерами адмиралтейских верфей были созданы корабли, ставшие ключевыми в истории флота России: первый отечественный пароход «Елизавета», броненосная батарея «Не тронь меня», броненосец береговой охраны «поповка» «Новгород», первый в мире мореходный миноносец «Взрыв», корвет «Витязь», прототип эскадренных броненосцев «Петр Великий», легендарный крейсер «Аврора»; крупнейший в истории отечественного кораблестроения линейный корабль «Гангут».

К началу Великой Отечественной войны на Адмиралтейских верфях построены 69 подводных лодок серий «М», «Щ», «С» и «К», составивших к началу войны 1/3 боевого состава подводных сил ВМФ СССР, а также 316 торпедных катеров.

В послевоенное время предприятие продолжало строить подводные лодки и боевые надводные корабли, а также суда гражданского флота различного назначения. В декабре 1959 года на Амиралтейском заводе был построен первый в мире атомный ледокол «Ленин». В 1969 году была спущена на воду уникальная рыбоперерабатывающая база «Восток» водоизмещением 42 460 т, оборудование которой позволяло выпускать до 300 тысяч консервных банок в сутки.

На адмиралтейских верфях построены два уникальных корабля командно-измерительного комплекса «Маршал Крылов» и «Маршал Неделин», предназначенные для выполнения научно-практических и боевых задач по обеспечению летно-конструкторских испытаний и отработки новых образцов ракетно-космической техники.

Кроме того, на предприятии построено более 300 подводных лодок различных проектов (из них 41 атомная), в том числе 37 на экспорт, 70 глубоководных и подводных аппаратов, серия из 8 танкеров проекта 05-55 дедвейтом 47 400 тонн для компании «Совкомфлот», 2 ледокольных противопожарных буксира проекта 43-70 в рамках программы «Сахалин-2». В 2010 году было закончено строительство серии из двух уникальных танкеров усиленного ледового класса проекта Р-70046 дедвейтом 70 000 т «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». В сентябре 2011 года подписан приемный акт автономного глубоководного аппарата (АГА) «Консул» с глубиной погружения более 6 тысяч м.

В 2012 году было передано в эксплуатацию научно-экспедиционное судно «Академик Трешников», построенное для Российской Антарктической экспедиции. В 2015 году заказчику передали спасательное судно «Игорь Белоусов», предназначенное для спасения экипажей аварийных подводных лодок со спасательным аппаратом «Бестер-1» и глубоководным водолазным комплексом на борту.

В настоящее время АО «Адмиралтейские верфи» — базовое предприятие судостроительной отрасли, центр неатомного подводного кораблестроения России. В стадии строительстве на верфи находятся две серии подводных лодок и серия патрульных ледоколов для Военно-Морского Флота России, а также ледокол «Виктор Черномырдин» и самодвижущаяся ледостойкая платформа «Северный полюс».