ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
«Ноябрь 2017»

Возвращение шедевра: церемония передачи ЦВММ картины А. Боголюбова «Синопский бой» после реставрации в Государственной Третьяковской галерее

22 июля в 15.00 часов в зале Славы русского флота Центрального военно-морского музея пройдет церемония передачи ЦВММ после реставрации в Государственной Третьяковской галерее картины Алексея Боголюбова «Синопский бой». В год 320-летия российского регулярного флота, в канун празднования Дня ВМФ, масштабное полотно займет в экспозиции место «Синопского боя» кисти Ивана Айвазовского, временно предоставленного для экспонирования Третьяковке, где в 29 июля откроется выставка, посвященная 200-летию прославленного мариниста. 

В церемонии примут участие представители ЦВММ, а также начальник отдела Управления Министерства культуры РФ по СЗФО Елена Старикова, заместитель генерального директора компании KHEPRI Елена Малинина, заместитель ректора Академии Художеств (ИЖСиА им. И.Е. Репина) Юрий Бобров, заведующий отделом реставрации масляной и станковой живописи XVIII-XX веков ГТГ Андрей Голубейко, представители общественности и гости музея.

В знак уважения к замечательному русскому маринисту, 200 лет со дня рождения которого мы будем отмечать в 2017 году, специалисты ЦВММ предоставили для временного экспонирования на юбилейной выставке полотно из постоянной экспозицией музея, что обычно не делается. Но теперь, по взаимной договоренности между двумя музеями, достигнутой в конце прошлого года,  «потеря» восполнена. Второе, после реставрации, обретение полотна Алексея Боголюбова – событие для всех ценителей  и исследователей живописи, которое ЦВММ приближал долгие годы. Возможным оно стало благодаря подвижническому, безвозмездному труду целой бригады реставраторов Государственной Третьяковской галереи во главе с заведующим отделом реставрации масляной и станковой живописи XVIII-XX веков Андреем Голубейко, представители которой приглашены к участию в церемонии. 

Синопское сражение – разгром турецкой эскадры Черноморским флотом во время Крымской войны – вошло в историю как последний крупный бой парусных флотов. Битва вдохновила не одного мастера кисти на написание героических полотен. В том числе - художника Главного морского штаба Алексея Боголюбова, который с документальной точностью изобразил исторические события – по описаниям очевидцев и по своим этюдам, сделанным в Синопе. Созданное Алексеем Боголюбовым полотно является одним из интереснейших  изображений Синопского боя со стороны турецкого берега и показывает разгар действий кораблей, турецкой береговой артиллерии, что не нашло отражения ни в одной из работ других художников-маринистов. Однако когда полотно попало к реставраторам, разглядеть детали картины было непросто.

Алексей Боголюбов (1824–1896 гг.) – один из известнейших художников-маринистов. По поручению императора Николая I он работал над темой Крымской войны. Литографии его рисунков были приняты как эскизы для картин, заказанных Министерством Императорского Двора. Один из них и лег в основу сюжета картины «Синопский бой». 18 ноября 1853 года», которая в 1860 г. экспонировалась в Белом зале Зимнего дворца. Затем - на персональной выставке Алексея Петровича в Академии художеств, посвященной Крымской войне.  Впоследствии «Синопский бой» Боголюбова находился в коллекции Эрмитажа. В 1929 году полотно А.П. Боголюбова было передано в Морское училище в здании Главного Адмиралтейства. В начале 1990-х годов при аварии отопительной системы училища, полотно получило серьезные  повреждения, и в 1995 году было передано в Центральный военно-морской музей. Долгие годы картина была недоступна широкой публике и исследователям, хотя  полотно достойно быть украшением любой музейной экспозиции. «Синопский бой» может быть представлен на выставке одного произведения - шедевра.

Картина Боголюбова – своеобразное зеркальное отражение полотна Айвазовского, отправившегося в  Третьяковку. Это полотно и другие музейные предметы из собрания Центрального военно-морского музея, безусловно, придадут выставке особый, петербургский колорит. Практически впервые на подобной художественной выставке будут демонстрироваться не только живописные полотна, но и модели изображенных на картинах кораблей, а также подлинные морские приборы, принадлежавшие прославленным русским флотоводцам. В итоге это представительное собрание составило 27 предметов, среди которых 12 живописных полотен и три модели кораблей.