ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
«Ноябрь 2017»

Выставка «Архитектура корабля. Корабельный декор Российского императорского флота»

19 августа 2016 года в 15.00 часов, в залах временных экспозиций Центрального военно-морского музея открывается выставка «Архитектура корабля. Корабельный декор Российского императорского флота», приуроченная к отмечаемому в этом году 320-летию Военно-Морского Флота России.

Корабельная архитектура — наука, изучающая общее устройство корабля и отдельных его частей. Она определяет внешний вид и конструкцию судна. Из всех основных элементов корабля на выставке представлен  архитектурно-пластический декор. Модели кораблей, чертежи, фотографии, изображения судов в целом и отдельные фрагменты носовых и кормовых частей позволят проследить, как изменялся внешний облик русских морских судов с конца XVII века до начала XX.

Двухвековую историю Императорского флота принято разделять на два периода. Временные рамки первого периода охватывают конец XVII – первую половину XIX столетия. С 60-х годов XIX века начинается второй период истории кораблестроения, который связан с переходом к новому строительному материалу - металлу и паровым двигателям.

Первый зал экспозиции посвящен золотому веку парусного флота, когда строительным материалом корабля и его убранства являлось дерево. Передвижение судов возможно было с помощью парусов и вёсел.

Сравнительно недолгий период петровского судостроения дал мощный толчок отечественному кораблестроению. Служба иностранных специалистов-кораблестроителей на русских верфях, передача их опыта работы русским мастерам, обучение молодёжи за границей и привлечение ремесленников из российской глубинки повлияли на развитие декоративного искусства, скульптуру и убранство судов.

В Европе в корабельном декоре в это время господствовал стиль  барокко, который и определил характер убранства русских кораблей начала XVIII века. Характерные черты этого стиля проявились в полихромности корпуса судна и его декора, в причудливых выпукло-вогнутых линиях, их бурной динамике, в стремлении к величию и пышности. Убранство кораблей этого периода отличалось богатством резных рельефов, наличием круглой декоративной скульптуры, бюстов, которые размещались практически по всему кораблю. Особое место в убранстве кораблей отводилось корме. Именно на ней в аллегорической форме разворачивался рассказ о событиях современной жизни. Носовой фигурой, как правило, становилось изображение льва, вставшего на задние лапы.

Активное строительство флота продолжилось во времена царствования Екатерины II, когда Россия получила выход к Чёрному морю и приступила к строительству Черноморского флота. Архитектура судов претерпела незначительные изменения. Смена стилей в основных видах искусства конца XVIII – начала XIX века отразилась и в убранстве кораблей. Классицистические элементы постепенно проникают в корабельный декор, но ещё долго соседствуют с элементами барокко и рококо. Боковые поверхности корпуса освобождаются от резных рельефов, корабли разрешается красить в черный, зеленый, золотой и белый цвета. Постепенно, с конца XVIII столетия, упрощается и систематизируется орнамент, исчезает его динамичность и несимметричность. Основными элементами узоров становятся изображения римских доспехов, ликторских пучков, листьев аканта.

В начале XIX века регламентируются носовые и кормовые фигуры. Корма утрачивает повествовательный характер, и основной акцент переносится на носовую фигуру, которая теперь отождествляется с названием судна. В середине 30-х годов XIX столетия появляется новая трактовка геральдического орла на корме и в носовой части.

Второй зал выставки посвящен строительству броненосных и полностью металлических кораблей. Реформы 1860-х годов затронули и военную промышленность. Смена строительного материала корабля с дерева на металл и движителя – парусов на паровые машины — повлияла на внешний облик судна. Однако корабельный декор не сразу исчез с поверхностей кораблей, а продолжил своё развитие во второй половине XIX века.

После поражения в Крымской войне (1853-1856) в обществе усиливается интерес к своей истории и русским легендарным героям. Морское министерство привлекает к разработке корабельного декора известных скульпторов того времени: П. К. Клодта, Н. С. Пименова, М. А. Чижова и художника М. О. Микешина. Перед мастерами ставятся новые задачи. Первые броненосцы имели отвесный форштевень, что привело к вертикальной постановке скульптуры.

В проектах носовых фигур М. О. Микешина наиболее ярко отразился стиль историзма, эклектики: «многословные», повествовательные, они включали в себя элементы предыдущих эпох. Проекты художника отражали его монархические взгляды и совпадали с триадой российского государственного деятеля С. С. Уварова (1786–1855) «Православие, Самодержавие, Народность». Особенно ярко они проявились в образах Дмитрия Пожарского, Кузьмы Минина, проектной носовой фигуры для императорской яхты «Держава». В этот период корабельный декор достиг очевидных вершин и явился достижением декоративно-монументального искусства.

Дальнейшее совершенствование военной техники существенно повлияло на развитие корабельного декора, что выразилось в утверждении на корме и носовой части корабля геральдических двуглавых орлов и орнамента, решенного в стиле модерн.

Доминантой второго зала является модель крейсера I ранга «Рюрик», отреставрированная в мастерских ЦВММ реставраторами В. Г. Светличным, А. В. Ивановым, А. В. Борисенко, М. Ю. Шпилевым под руководством начальника отдела научной реставрации ЦВММ В. Б. Кузакова и при участии судомоделистов-волонтеров С. Кузьмина и К. В. Фомина.

Модель крейсера I ранга «Рюрик» была выполнена в модельной мастерской Морского музея после постройки корабля на Балтийском заводе, поступила в Морской музей в здании Главного Адмиралтейства в 1892 г.

Крейсер I ранга «Рюрик» был заложен на стапеле Балтийского судостроительного и механического завода Морского ведомства в Санкт-Петербурге в 1890 г., спущен на воду в 1892 г., вступил в строй в 1895 г. Участвовал в Русско-японской войне 1904–1905 гг. в составе Владивостокского отряда крейсеров, действуя на коммуникациях противника между Японией и Кореей. «Рюрик» геройски погиб в неравном пятичасовом бою с японской эскадрой в Корейском проливе 1 августа 1904 г. В результате попаданий и взрывов неприятельских снарядов корабль получил обширные разрушения и затонул. Крейсер отчаянно сражался до последнего. Погибли многие члены команды.