Матросы срочной службы стали в эти дни участниками тематических экскурсий, посвященных 160-летию со дня героической гибели адмирала В.И. Истомина при обороне Севастополя и 190-летию со дня рождения пионера авиации контр-адмирала А.Ф. Можайского.
В залах Центрального военно-морского музея молодые защитники Родины узнали о жизни и делах одного из самых ярких участников обороны Севастополя, адмирала Владимира Ивановича Истомина. Произведенный в контр-адмиралы, как отличившийся в Синопской битве, в в 1854 году, когда началась осада Севастополя, В. И. Истомин был назначен командиром 4-й оборонительной дистанции Малахова кургана, а затем занимал должность начальника штаба при вице-адмирале В.А. Корнилове.
По воспоминаниям современников, Истомин был одним из деятельнейших и храбрейших участников в организации этой изумительной обороны. После смерти Корнилова он буквально ни на один день не покидал своих позиций, даже и жил на Камчатском редуте, в землянке. 7 марта 1855 года жизнь 45-летнего В. И. Истомина трагически оборвалась. Он был погребён в севастопольском соборе Святого Владимира, в одном склепе с адмиралами М.П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П.С. Нахимовым.
Не менее впечатляюще сложилась судьба и другого российского моряка, контр-адмирала Александра Федоровича Можайского, отдавшего более двадцати лет флотской службе, но получившего известность и признание создатель первого самолета.
С 1856 года Можайский заинтересовался вопросами летания: всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, а также начал исследования возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876 году с успехом демонстрировал полёты своих моделей.
3 ноября 1881 года (по заявке от 4 июня 1880 года) Александр Федорович получил первую в России привилегию на изобретённый им "воздухолетательный снаряд" (самолёт). В 1881 году начал постройку самолёта с двумя паровыми машинами на военном поле в Красном Селе под Петербургом. Постройка в основном была завершена летом 1882 года. Официальные документы о полёте на этом самолёте не сохранились. Однако летательный аппарат Александра Можайского представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком.
Кстати, модель самолета Можайского можно увидеть и сегодня: она демонстрируется в экспозиции второго, верхнего яруса самого большего в Центральном военно-морском музее зала Славы русского флота.