ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Студия художников-маринистов

Студия военных художников-маринистов Военно-Морского Флота СССР была создана в Ленинграде приказом № 236 от 10 сентября 1952 года, подписанным военно-морским министром адмиралом Н. Г. Кузнецовым. После конкурсного отбора в состав студии были зачислены талантливые мастера изобразительного искусства, члены Союза художников СССР, знающие и любящие морской жанр и военно-морской флот. Поскольку студия создавалась как военная структура, всем зачисленным художникам были присвоены звания офицеров ВМФ. Общее руководство осуществлялось Главным политическим управлением ВМФ.

 

Перед студией, как профессиональным творческим коллективом, работающим в области военно-морской тематики, были поставлены следующие задачи:

— средствами изобразительного искусства отражать историю, героические подвиги военных моряков прошлого, жизнь, быт и боевую подготовку современ­ного Военно-Морского Флота;

— вести средствами изобразительного искусства пропаганду Военно-Морского Флота среди советского народа и воспитывать личный состав флота в духе беспредельной преданности своей Родине;

— создавать высокохудожественные произведения изобразительного искусства, повествующие о подвигах моряков, для экспозиций военно-морских музеев страны, исполнять высокохудожественные копии с картин маринистов-классиков для украшения интерьеров культурно-просветительных учреждений флота и вновь строящихся боевых кораблей.

 

На должность художественного руководителя студии пригласили известного художника-баталиста, академика живописи Михаила Ивановича Авилова. Начальником студии был назначен капитан 1 ранга Федор Петрович Драчков. В состав студии вошли живописцы Леонид Петрович Байков, Сергей Федорович Бабков, Андрей Сергеевич Бантиков, Анатолий Ильич Васильев, Александр Алексеевич Ефимов, Борис Григорьевич Ершов, Алексей Григорьевич Еремин, Георгий Алек­сеевич Калинкин, Валентин Александрович Печатин, Константин Михайлович Соболевский, график Николай Тимофеевич Куликов и скульптор Виктор Сергеевич Чеботарев. Кроме того, с флотов были приглашены талантливые самодеятельные художники — мичманы Борис Михайлович Бельтюков и Алексей Николаевич Вощинин, которые поначалу работали как копиисты. Впоследствии эти художники были приняты в члены Ленинградского отделения Союза художников СССР (ЛОСХ) и проявили себя как талантливые мастера живописи.

 

Творческая мастерская и административная база студии располагались в помещениях Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. Это давало возможность художникам, наряду с творческой деятельностью, активно изучать военно-морское дело, знакомиться с теорией и практикой подводного плавания. Маринисты участвовали в боевых учениях кораблей флота, в дальних походах, создавая на основе собранного материала реалистически правдивые произведения живописи, графики и скульптуры. Все работы, выполненные художниками студии, использовались по указанию Политического управления Военно-Морского Флота.

 

В связи с новыми тенденциями в оценке роли Военно-Морского Флота, Главным политуправлением Советской Армии было принято решение о реорганизации ленинградской студии художников-маринистов, и в 1954 году она была организационно объединена с московской студией военных художников имени М. Б. Грекова. С этого момента в работе ленинградской студии активизируется творческая и пропагандистская деятельность художников на кораблях, в частях ВМФ и подразделениях армии. Военно-морская тематика приобретает большой интерес среди художников студии имени Грекова.

 

Известные художники-грековцы создают замечательные произведения о военных моряках и флоте. Так, художник П. Т. Мальцев пишет монументальное полотно «Бой крейсера «Варяг», живописец Н. В. Денисов создает интересные работы о флоте — «Проходим Гибралтар», «Возвращение из похода», график П. И. Баранов выполняет серию гравюр о современном флоте.

 

В этот период художники-маринисты Ленинграда создали ряд значительных произведений живописи и графики, вошедших в экспозиции Центрального военно-мор­ского музея и других музейных собраний страны. Среди них работы С. Ф. Бабкова «На бастионах Севастополя», «Черноморский десант», «Моонзундское сражение», «Взятие революционными матросами Кронштадтского арсенала», А. С. Бантикова «На баке», «На линкоре», «У гюйса», В. А. Печатина «Штурм острова Корфу», «После успешных стрельб», «Утро революционного флота», «На праздничном рейде», «Подвиг лидера «Ташкент», Л. П. Байкова «Высадка морского десанта», «Возвращение из похода», «Северным морским путем», А. А. Ефимова «В штормовом походе», «Балтийское море», «В грозные дни». График Н. Т. Куликов представил серию офортов о подводниках Северного флота, скульптор В. С. Чеботарев изваял памятники морякам-кронштадтцам — И. Д. Сладкову, П. Н. Рыбкину, А. С. Попову, А. Г. Железнякову, выполнил монумент на могиле финских красногвардейцев, монументальную скульптурную группу «Октябрь».

 

Кроме того, мастера ленинградской студии успешно разрабатывали не только военно-морскую, но и армейскую тему в целом. Живописец С. Ф. Бабков пишет картины «Сестричка», «Минеры», художник В. А. Печатин создает полотна о подвигах советских солдат в Великой Отечественной войне — «Последняя граната», «На подвиг», «Комиссар».

 

Укреплению творческих связей художников ленинградской студии и грековцев способствовали совместные командировки в воинские части, на военные маневры и морские учения. Выполненные в их ходе многочисленные этюды дали бесценный материал для создания большого количества высокохудожественных произведений живописи и графики об армии и флоте страны. В Москве демонстрировались несколько совместных выставок грековцев и ленинградских художников, высоко оцененных командованием Вооруженных Сил и широкими кругами общественности.

Одной из неотъемлемых сфер творческой деятельности мастеров студии имени Грекова стало создание диорам и панорам, посвященных героическим событиям Великой Отечественной войны. К работе над эскизами монументальной панорамы «Сталинградская битва» были привлечены и ленинградские маринисты А. С. Бантиков и В. А. Печатин.

 

С 1952 по 1963 год, за более чем 10-летний период существования студии художников-маринистов, было создано более 300 больших тематических картин, около 250 авторских эстампов, общий тираж которых составил без малого 3000 листов, почти 150 высокохудожественных копий с работ известных маринистов прошлого, около 50 скульптурных произведений.

 

В 1953 году на должность художественного руководителя студии был назначен Александр Алексеевич Ефимов, находившийся на этом посту вплоть до ухода из студии по состоянию здоровья в феврале 1963 года.

В 1960-х годах, в связи с решением правительства СССР о сокращении Вооруженных Сил, Главное политуправление принимает решение о демобилизации части офицерского состава студий военных художников в Москве и Ленинграде. В декабре 1962 года приказом начальника студии военных художников имени М. Б. Грекова ленинградская студия была распущена, а ее офицерский состав демобилизован.

 

Ленинградские маринисты не могли смириться с ликвидацией хорошо зарекомендовавшего себя творческого коллектива. По поручению группы маринистов, художник В. А. Печатин в феврале 1963 года направляет секретарю ЦК КПСС Л. Ф. Ильичеву и главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу флота С. Г. Горшкову письма, в которых были представлены обоснования необходимости восстановления в интересах Военно-Морского Флота творческой организации художников-маринистов. Положительный ответ от главкома ВМФ Горшкова был получен уже через несколько дней. В марте 1963 года студия художников-маринистов в Ленинграде была восстановлена. Но на этот раз она стала работать при Центральном военно-морском музее. Это решение стало важным моментом для дальнейшего творческого становления маринистов — отныне они могли постоянно пользоваться консультациями научных сотрудников музея, им становились доступны богатейшие коллекции фондов и ценнейшее книгохранилище научной библиотеки одного из старейших музейных собраний страны.

 

Главной задачей художников обновленной студии становится создание произведений изобразительного искусства для экспозиции Центрального военно- морского музея, а также исполнение высокохудожественных копий с картин маринистов прошлого для интерьеров культурно-просветительных учреждений Военно-Морского Флота.

По новому штатному расписанию студии ее творческий состав был определен из пяти живописцев, графика и скульптора. Руководителем студии был назначен Валентин Александрович Печатин. В состав студии, помимо него, вошли живописцы А. Г. Еремин, А. С. Бантиков, К. Г. Молтенинов, С.Ф. Бабков, график Н. Т. Куликов, скульптор В. С. Чеботарев.

 

Кроме создания авторских произведений живописи, графики и скульптуры для Центрального военно-морского музея, маринисты выполняли и ответственные задания Главного штаба ВМФ. Так, в августе 1970 года студии была поручена большая и сложная работа по созданию эмблем кораблей и частей ВМФ СССР. Художественное решение каждой эмблемы представляло собой сложную геральдическую композицию, выражающую основную сущность объекта. Художники выполнили 38 цветных эскизов эмблем для перевода их в металл и столько же для воспроизведения в фарфоре. Для перевода в эти материалы были изготовлены макеты эмблем в натуральную величину. Для подготовки справочника эмблем были исполнены их цветные эскизы.

 

В 1971 году по заданию главкома ВМФ маринисты создали эскизы нагрудных знаков командиров подводных лодок и надводных кораблей ВМФ, а также эскиз нагрудного знака «За дальний поход».

В 1974 году в стенах Центрального военно-морского музея прошла выставка «Художники-маринисты ВМФ» с участием девяти мастеров студии. Представленные на выставке полотна А. И. Васильева, О. С. Гадалова, А. Г. Еремина, К. Г. Молтенинова, К. Н. Славина, живопись и графика А. П. Байкова, В. А. Печатина, графические работы Н. Т. Куликова и В. А. Емельянова ярко отразили их большой вклад в развитие отечественной маринистики, в утверждение темы героизма и патриотизма, в разработку образа военного моряка — защитника государства и его национальных интересов. Выставка стала своеобразным творческим отчетом и смотром достижений студии художников-маринистов Военно-Морского Флота за более чем десятилетний период ее работы при ЦВММ.

 

Находясь в творческих командировках на флотах, художники, помимо со­бирания богатейшего этюдного материала, который активно использовался впоследствии в творческой деятельности, выполняли серии набросков и рисунков, публиковавшихся в журналах «Морской сборник», «Советский моряк», «Старшина-сержант» и во флотских газетах.

 

В мае 1987 года В. А. Печатин по состоянию здоровья оставил должность руководителя, продолжая плодотворно работать в студии. В этой должности его сменил Сергей Варленович Пен, ныне Заслуженный художник Российской Федерации. За прошедшие полтора десятилетия изменились условия деятельности студии — идеологическая составляющая перестала довлеть над творчеством, расширилась тематика работ, стало больше произведений на историческую тему. Появилась возможность правдиво отразить художественными средствами события и персонажи отечественной военно-морской истории, находившиеся в забвении долгие годы. Однако осталось главное: по своей художественной направленности студия художников-маринистов является единственным творческим коллективом страны, работающим в жанре марины. Этой романтической теме, которая ко многому обязывает, студийцы служат верой и правдой, мастерством и знанием. Они много и плодотворно работают, совершенствуя свое умение, продолжая и развивая лучшие традиции русских художников-маринистов.

 

Итоги более чем 35-летней деятельности студии художников-маринистов в стенах музея нашли отражение в выставке «Маринисты — флоту», посвященной 290 -летию ЦВММ и открытой в июле 1999 года. На ней были представлены работы студийцев — живописцев В. А. Печатина, С. В. Пена, В. П. Яркина, М. А. Кузнецова, М. В. Петрова-Маслакова, графика В. И. Овчинникова, скульптора 3. Г. Абашвили, а также акварели главного художника ЦВММ А. А. Троня, который принимал активное участие в работе студии и впоследствии влился в ее ряды. Выставка художественных произведений мастеров студии в полном составе проводилась в стенах музея впервые. Большинство экспонировавшихся работ было создано в 1990-е годы и явилось своеобразным творческим отчетом мастеров за этот период. Всего же за три с половиной десятилетия работы студии в стенах музея ее художники создали около 400 живописных полотен, более 200 произведений графики, свыше 100 скульптур.  

                             

                                                                                                                                                               Валентин Александрович Печатин

 

Заслуженный художник РСФСР,

капитан 1 ранга,

руководитель студии художников-маринистов при ЦВММ с 1963 по 1986 год

( Из книги "Летописцы флота России. 50 лет студии художников-маринистов ВМФ")  

 

Многие из художественных полотен и графических работ, созданных художниками–маринистами за более чем полувековую историю студии уже в ближайшие годы можно было увидеть на открывшейся в 2003 году выставке «Летописцы Российского флота», а также на таких вернисажах, как «Андреевский флаг» (2005 г.) в Кронштадте,  «Образы морской стихии. Художники-маринисты XX века» в 2008 году и проведенной в этом же году юбилейной выставке Союза художников в петербургском Манеже.  

Принятое в этот период принципиальное решение о переводе Центрального военно-морского музея из здания Биржи на Васильевском острове в помещения бывших Крюковских казарм после из кардинальной реконструкции, поставило перед художниками студии принципиально новые задачи. Казалось бы, привычный ритм работы студии был нарушен, когда, готовясь к переезду, закрывались фондохранилища музея, его экспозиции. Но художники понимали, темпов работы снижать нельзя: ведь передислокация музея – это не механическое перемещение предметов с одного берега Невы на другой. Прежде всего, это освоение и художественное осмысление нового музейного пространства, требующее принципиально новых подходов.

Не ждать начала формирования новой экспозиции ЦВММ в Крюковских казармах, а заранее предлагать варианты ее художественного решения. Такой стала основная идея работы студийцев, которую в те годы опытной рукой направлял руководитель студии, Заслуженный художник Российской Федерации Сергей Варленович Пен.

Время показало, что это был единственно верный путь, который позволил в очень короткие по музейным меркам сроки, всего за полтора года, поэтапно открыть все 19 залов постоянной экспозиции Центрального военно-морского музея. И в каждом из них посетителей музея встречают полотна кисти членов студии художников-маринистов Центрального военно-морского музея.

Вызовы нового времени привнесли в работу студии постоянное желание осмыслить сегодняшний день, определить место России и ее Военно-Морского флота в сегодняшнем стремительно меняющемся мире. Особенно ярко это проявилось после начала в конце 2015 года сирийских событий. Художники студии художников-маринистов при Центральном военно-морском музее, откликаясь на сирийские события, создали два живописных полотна. Владимир Яркин – картину «Крейсер „Михаил Кутузов” на рейде сирийского порта Тартус. 1968 год». В то время экипаж крейсера „Михаил Кутузов” оказывал вооруженную помощь сирийской армии в ходе противостояния с Израилем. Полотно Михаила Петрова-Маслакова «Боевые ракетные пуски кораблей Каспийской флотилии. 7 октября 2015 года» относилась уже к сегодняшнему дню.

Эти работы вошли важнейшей составной частью в скромную по объему, но очень важную по содержанию выставку, экспозицию которой дополнили композиция с фрагментом разрушаемой керамической крышки корабельного комплекса «Калибр», применявшегося при ракетном ударе кораблей Каспийской флотилии по объектам ИГИЛ в Сирии.

Выставка, развернутая в стенах Центрального военно-морского музея, во время работы здесь в начале февраля 2016 года II Коллегии музеев военно-морской направленности, пользовалась успехом у гостей и участников форума, вызвав большой общественный резонанс. Затем она экспонировалась в Таврическом дворце.

Работы на злобу дня не принижают для художников студии важность исторической темы, тем более что ее непреходящая актуальность постоянно востребована. В результате двух этапов широкомасштабной реконструкции полностью преобразился филиал ЦВММ «Дорога жизни», где на месте морально и физически устаревшей постройки возведено новое здание музея, стилизованной под глыбу ладожского льда. Участие в создании здесь обновленной экспозиции стало одной из первоочередных и важнейших задач для студии художников-маринистов Центрального военно-морского музея.

В эти годы студия работала с удвоенной нагрузкой, ведь одновременно с реконструкций филиала ЦВММ «Дорога жизни», началась работа по реэкспозиции филиала музея на крейсере «Аврора», ушедшей с места вечной стоянки в плановый ремонт. И вновь от художников студии потребовался новых подход, ведь обновленная экспозиция филиала ЦВММ на крейсере «Аврора» рассказывает уже не только об октябрьских события 1917 года, но и всей истории российского флота, о месте «Авроры» в самых великих и трагических событиях XX века. Это и Цусимское сражение, и революция, и годы Великой Отечественной войны.

И вновь жизнь ставит перед художниками студии очередные задачи. Совершенствование постоянных экспозиций Центрального военно-морского музея и его филиалов, участие во временных выставках, отклик на события сегодняшнего дня…