В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 2 декабря открывается выставка «Художник Александр Карлович Беггров (1841-1914). К 180-летию со дня рождения», представляющая замечательную коллекцию живописных и графических работ морского офицера, мариниста, члена Товарищества передвижных выставок и художника Морского министерства Александра Беггрова.
Выставка создана при участии Государственного Русского музея, Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Российского государственного исторического архива и Российского государственного архива Военно-Морского Флота.
Александр Карлович Беггров по образованию и основной профессии – морской офицер, по призванию – художник.
Работа в жанре марины требовала от художника сочетания богатого воображения, отличной зрительной памяти и композиционного дара. Благодаря ему морской пейзаж стал ближе и понятнее зрителю.
Будучи членом Товарищества передвижных выставок, художник первым стал разрабатывать бытовые сюжеты в маринистике и написал ряд картин, посвященных повседневной службе моряков. В 1878 г. он был назначен художником Морского министерства и оставался в этом звании на протяжении всей жизни.
Тема моря – главная в творчестве Беггрова. Его задачей как художника морского ведомства было создание полотен репортажного характера, повествующих о торжественных и значимых событиях в жизни Российского императорского флота. В этом проявился талант мастера как повествователя. В своих работах художник изображал не только баталии и блеск офицерского мундира, но и ежедневный труд моряка.
Способности к рисованию у мальчика проявились еще в раннем детстве, и первым учителем изобразительной грамоты стал его отец — Карл Иоахим Беггров - известный акварелист и литограф. Вопреки желанию сына Беггров-старший отдает Александра в Инженерное и артиллерийское училище Морского ведомства.
В 1859 году Александр Беггров на борту канонерской лодки «Панцирь» участвовал в морском параде по случаю открытия в Санкт-Петербурге памятника императору Николаю I. Это событие, запечатленное в рисунке, стало первой работой будущего инженера-механика флота, отправленной в журнал «Всемирная иллюстрация».
Прапорщик корпуса инженеров-механиков флота А.К. Беггров принял участие в заграничном плавании винтового фрегата «Ослябя». Графическая работа, выполненная во время этого плавания, является самым ранним произведением Беггрова в собрании Центрального военно-морского музея. 25-летний моряк-художник изобразил обстановку внутреннего помещения боевого корабля.
Служба Беггрова продолжилась на винтовом фрегате «Александр Невский». Плавание на этом корабле закончилось трагически — фрегат потерпел крушение у берегов Дании. Но это событие послужило причиной возникновения тесного творческого контакта Беггрова с известным уже в то время художником-маринистом А.П. Боголюбовым. Последнему были заказаны две картины, посвященные гибели корабля. Сам художник не был на месте происшествия, и ему очень пригодились зарисовки Александра Беггрова. Завязавшееся знакомство с Боголюбовым помогло Беггрову поступить вольнослушателем в Академию художеств. Здесь он обучался в классе профессора М.К. Клодта.
Для совершенствования в мастерстве Беггров отправляется за границу. В 1871–1874 годах Александр Карлович занимается в Париже у известного художника Л.Ж. Бонна. Огромную помощь художнику оказал А.П. Боголюбов, живший в то время в Париже. Общение с известным художником-маринистом имело большое влияние на Александра Беггрова.
С 1874 года А.К. Беггров принимает участие в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, а двумя годами позже становится его членом.
Одним из самых романтических произведений А.К. Беггрова в собрании музея является картина «Вид Невы и Стрелки Васильевского острова с Фондовой биржей». В своем творчестве художник неоднократно обращался к изображению величественного архитектурного ансамбля Тома де Томона. На картине изображен проложенный по скованной льдом Неве санный путь, соединявший в зимнее время Васильевский остров и северную часть города. Здание Биржи находится в тени. Ростральная колонна смотрится резным силуэтом на фоне освещенных солнцем строений Адмиралтейства.
В 1880 году А.К. Беггров был включен в состав экипажа фрегата «Светлана» и совершил плавание, во время которого им было выполнено большое количество видов портовых городов, военных судов и зарисовок морского быта на корабле. В 1892 году А.К. Беггрову заказали пять изображений кораблей, входивших в состав судов Гвардейского экипажа. Ему одинаково удались как виды паровых судов конца XIX века, так и изображение отличавшейся изысканным декором парусной яхты «Дружба». Эти акварели вошли в альбом, подаренный от чинов Гвардейского экипажа шефу этой привилегированной военно-морской части – императрице Марии Федоровне.
Автор статьи в журнале «Нива», посвященной 70-летию художника, восторженно формулирует художественные пристрастия юбиляра: «Свежая морская лазурь, гордые морские левиафаны, белые облака салютационной стрельбы — вот излюбленные сюжеты этого патриарха-мариниста».
Скончался Александр Карлович Беггров в 1914 году и был похоронен в Гатчине, где провел последние годы жизни. В официальном органе морского ведомства – журнале «Морской сборник» был опубликован высочайший приказ № 1000 от 14 июля 1914 года: «Умерший исключается из списков: состоящий по Морскому министерству в звании художника Морского министерства коллежский асессор Беггров».
Замечательная коллекция живописных и графических работ Александра Карловича Беггрова бережно хранится в фондах Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого. Произведения художника пользуются неизменным зрительским интересом, по праву являясь украшением музейных выставок.