На выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского, представлены работы, которые знакомят зрителя лишь с небольшой частью значительного наследия мастера. Однако произведения раскрывают весь диапазон творчества, охватывают период, начиная с Айвазовского академиста и заканчивая годом его 80-летия.
В собрании произведений изобразительного искусства Центрального военно-морского музея хранится более 20 живописных работ мариниста. К началу творческого пути художника относится портрет вице-адмирала М.П. Лазарева, созданный в 1839 году, когда молодой академист Ованес Гайвазян принимал участие в Кавказской экспедиции генерала Н.Н. Раевского. На портрете Лазарев изображен в полный рост на палубе корабля «Силистрия». При малом размере произведения портрет написан по законам парадного портрета и передает значительность личности адмирала. Два полотна с изображением приморских городов - «Кронштадтский рейд. Форт «Император Александр I» и «Свеаборг» - первые работы, которые Айвазовский исполнил в 1844 году как заказ императора Николая I, сразу после возвращения из пенсионерской поездки по Европе.
В зале представлены полотна исторического и батального жанров, о жизни и быте моряков в мирное время. «Бой парохода “Веста” с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”», «Захват пароходом “Россия” турецкого транспорта “Мерсина”» — картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминаниям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведения, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Черноморского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).
Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пересекал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, — они и стали излюбленными мотивами, из которых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией. Айвазовский сам играл на музыкальных инструментах, и может от того, его картины, особенно с изображением лунных ночей, ассоциируются с ноктюрнами, любимыми произведениями композиторов-романтиков. Полотно «Лунная ночь», с изображением Константинополя (Стамбула), раскрывает неповторимую индивидуальность мастера «лунных дорожек». Многочисленные мечети и минареты, купольный храм Айя-София, пряный запах базара, восточные наряды привлекали, по признанию Айвазовского, больше, чем итальянские города.
Он более всего любил изображать красоту и мощь бури, штормы. Количество картин на эту тему превышает 4000. Сюжет произведения «Крушение корабля “Ингерманланд” в Скагерраке» (1860-е) основан на реальном событии, которое произошло в августе 1842 года у норвежского побережья. Линейный корабль «Ингерманланд» в штормовую погоду налетел на подводные камни. Трагически погибли 389 человек. Айвазовский изобразил один из наиболее драматических моментов катастрофы. «Кораблекрушение у Афонской горы» относится к вымышленным произведениям, рождавшимся в фантазиях художника в его мастерской. В картинах такого плана художник соединял романтические черты с реалистическим видением, в них трагедия сочетается с надеждой, человек — со стихией.
Привлекали художника библейские и евангельские сюжеты. На выставке представлена работа «Гибель корабля “Лефорт”», по замыслу художника и заказчика (морских офицеров Кронштадта) ее предполагалось поместить в кронштадтскую часовню. Образ затонувшего в 1857 году на Балтике корабля звучал бы как реквием всем погибшим на водах. Но Александр II повелел повесить ее «как картину» в Кронштадтском Морском собрании.
И.К. Айвазовский в 1852 году создал несколько картин небольшого формата (28 х 38,5 см). Произведения запечатлели моменты посещения Севастополя Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императором и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Санкт-петербургский издатель А.М. Прево напечатал с картин литографии. На выставке представлены листы этой серии, подаренные в 1962 году Центральному военно-морскому музею бывшим русским офицером, капитаном 1 ранга П. Келлером. Несколько полотен этой серии были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Только литографии сохранили нам представление о них.
Впервые в Санкт-Петербурге представлены графические работы из Государственного музея-заповедника «Петергоф». Четырнадцать рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севастополя исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала исполнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составлению видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, и «ему было повелено сопутствовать Государю Императору при морских маневрах и смотре флота в Черном море для составления картин», параллельно с живописными полотнами возникали натурные графические листы. Помимо документальной тщательности их отличает виртуозность исполнения. Используя только рисунок графитным карандашом, не прибегая к светотени, Айвазовский достиг тончайших переходов эффектов в передаче объема и глубины.
Выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского» предлагает зрителю еще раз встретиться с полотнами мастера, окунуться в стихии воды и неба и задуматься над феноменом творчества художника, который почти 200 лет остается одним из наиболее востребованных и любимых в мире.