ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Cанкт-Петербургская Модель-камера (1709–1730 годы)

В XVI–XVIII веках, в эпоху создания европейскими морскими державами регулярных флотов, изготовление, сбор и хранение моделей кораблей превратилось в дело государственной важности. Прежде, чем приступить к постройке нового корабля, делали его уменьшенную копию — проектную модель. В ходе развития судостроения происходил «естественный отбор»: плохо спроектированные корабли гибли, а хорошо зарекомендовавшие себя принимались в качестве образца для строительства последующих судов. Запоминать и накапливать судостроительную информацию позволяли чертежи и модели. Начали формироваться крупные модельные коллекции. При западноевропейских верфях и адмиралтействах появляются специальные хранилища корабельных моделей, чертежей и чертежных инструментов, необходимых при проектировании новых кораблей. Хранилища судостроительных моделей получили в разных странах разные названия: «конструкцион-камера», «галерея моделей»… В русском языке укоренился термин «модель-камера».

(«Модель-камера» — от голландского «model-kammer» — комната моделей, кладовая образцов. Модель-камеры обычно помещались при чертежных мастерских, где и разрабатывались новые проекты. Тем самым они превращались в своеобразные «конструкторские бюро». Располагая коллекциями моделей, чертежей и инструментов, модель-камера служила также учебной базой для подготовки моряков и корабельных мастеров. Таким образом, модель-камеры исполняли некоторые важнейшие музейные функции — сбор, хранение и изучение памятников судостроения, но музеем в прямом смысле слова еще не были из-за своей недоступности для обычных посетителей и несвойственных музею «кораблестроительных обязанностей».)

Осмотрев во время Великого посольства несколько модель-камер и модельных коллекций в Голландии и Англии, Петр I не мог не прийти к мысли о создании в России подобного же учреждения. Датой основания Санкт-Петербургской модель-камеры — главного российского государственного собрания корабельных моделей в XVIII–XIX веках — принято считать 24 (по старому стилю — 13) января 1709 года, когда она впервые была упомянута в письме Петра I.

Первоначально Модель-камера располагалась в Зимних хоромах Петра I, но в том же 1709 году ее перевели в Главное Адмиралтейство, ближе к стапелям, на которых строились корабли Балтийского флота. Коллекция проектных моделей хранилась рядом с чертежной (плазом), так как модели и плаз были элементами единого процесса проектирования и строительства кораблей. Петром I были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции корабельных моделей.

В 1722 году вышел в свет «Регламент о управлении адмиралтейства и верфи». Пункт 25 главы 20 «Регламента» гласил: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую». Подобных полумоделей XVIII века, выполненных согласно «Регламенту» 1722 года, до нашего времени сохранилось восемь десятков. Накоплению моделей способствовала и существовавшая в XVIII веке традиция представления судостроителем собственноручно сделанной модели в качестве своеобразной «дипломной работы» при приеме на службу или повышении в звании (например, из подмастерьев в корабельные мастера). В XVIII веке в России также стало традицией изготовление моделей плененных неприятельских кораблей.