Центральный военно-морской музей обратился в Российский центр судебно-медицинской экспертизы с просьбой о помощи в разрешении давнего спора историков о том, какой из двух находящихся в фондах ЦВММ портретов знаменитого мореплавателя Витуса Беринга ― живописны или скульптурный ― является исторически достоверным изображением капитан-командора Российского флота.
Решение об обращении к специалистам судмедэкспертизы было принято Ученым советом музея, на заседании которого были выслушаны аргументы оспаривающих пальму первенства сторон дискуссии, продолжающейся уже не первый год. Предыстория ее возникновения уходит в начало 90-х годов прошлого века.
До этого времени, начиная с 1946 года, в Центральном военно-морском музее, в зале славы Русского флота экспонировался живописный портрет знаменитого мореплавателя, капитан-командора Российского флота Витуса Беринга, датчанина по национальности. Этот портрет долгое время считался каноническим и публиковался практически во всех изданиях по истории Российского флота и мореплавания.
Беринг скончался в 1741 году, во время зимовки на одном из Командорских островов (ныне это остров Беринга)‚ где и был похоронен. Но дело осложняется тем, что на острове обнаружено два захоронения, каждое из которых различными группами исследователей считается подлинной могилой Витуса Беринга.
По результатам раскопок одной из них профессор В. Н. Звягин и скульптор Березовский воссоздали, как они считали, подлинный облик В. Беринга. Однако в 1991 году московский исследователь А.И. Шумилов заявил, что экспонируемый в ЦВММ портрет Беринга ― портрет дяди его матери. В связи с сомнениями в достоверности портрета он был изъят из экспозиции ЦВММ. Взамен поместили скульптурный бюст ― реконструкцию облика знаменитого мореплавателя, выполненный скульптором Ю. Черновым. В новую экспозицию ЦВММ (в здании Крюковских казарм) живописный портрет также не был помещен.
Казалось бы, вопрос был исчерпан, но в настоящее время представители морской исторической общественности настаивают на возвращении живописного «портрета В. Беринга» в экспозицию ЦВММ, мотивируя это тем, что для воссоздания облика В. Беринга были использованы останки другого человека, полученные в результате раскопок на острове Беринга.
Однако этому противоречит вывод датских историков и искусствоведов, пришедших еще в 1940-х годах прошлого века к выводу, что на живописном портрете изображен родной дядя мореплавателя, датский придворный историограф и профессор поэтики Беринг Витус Педерсен (1617-1675). Ещё одним аргументом в пользу этой версии служит и то, что в 1992 году группой специалистов по пластической реконструкции под руководством профессора В. Н. Звягина было проведено восстановление внешнего облика И. И. Беринга по его черепу. Полученный результат не имеет ничего общего с портретом, что косвенно подтверждает правильность выводов датских исследователей.
Исследуя в то время исторические материалы, Виктор Звягин, доктор медицинских наук, профессор, заведующим отделом Института судебной медицины также пришел к однозначному выводу; это разные люди, но, вполне вероятно, родственники. Любопытно и сравнение живописного Беринга с фотографией, сделанной с литографии его праправнука А. А. Тимашова-Беринга (1812-1872), отличающееся явным сходством.
История флота России по-прежнему полна тайн и загадок. Решить одну из них, уверены в Центральном военно-морском музее, помогут современные технологии.