Центральный военно-морской музей представляет в эти дни выставку «Тем, кто в тельняшке, никакие тяготы не тяжки» К 145-летию российской тельняшки». На выставке показана история тельняшки с 1863 по 1917 год. Наряду с тельняшками тех лет на выставке широко представлены фотографии, показывающие эволюцию этого непременного атрибута морской формы.
Есть у выставки и одна особенность. Она посвящена не только 145-летию введения в Российском флоте тельняшки, но и 180-летию появления фотографии. С момента её появления в 1839 году она становится одним из важных изобразительных источников. Сегодня мы можем видеть воочию многие события, происходившие в жизни прошлых поколений. В Центральном военно-морском музее собрана уникальная коллекция фотографий. На снимках представлена история флота, люди, события. Особый интерес вызывают фотографии второй половины XIX – начала XX века, особенно авторские.
Выставка развернута к 19 августа, ведь именно 19 августа 1874 года (по старому стилю) великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич подписал одобренный императором Александром II Приказ № 115, согласно которому нательная рубаха (тельняшка) утвержденного образца становилась обязательной уставной частью обмундирования матроса Российского флота. С этого момента начинается победное шествие тельняшки на Российском флоте.
Где и в каком государстве впервые стали носить подобные «нательные рубахи», сказать сложно. На полотнах европейских художников XVI века можно встретить изображения матросов, одетых как в однотонные рубахи разных цветов, так и в полоску. Одежда оказалась столь удобной, что постепенно получает все большее признание. Первые подобные рубахи были ручной вязки, но с появлением в Англии в последней четверти XVIII века ткацко-вязальных станков их производство приобретает промышленные масштабы. Для изготовления использовали разный материал в зависимости от места ношения рубах: шерсть, хлопок, смешанные нитки.
Главная причина постепенного введения нательных рубах на флотах — забота о здоровье и безопасности матросов. Плотно облегая тело, она была удобна при работе на мачтах, защищала от ветров и стужи, была хорошо заметна на фоне моря, неба и парусов.
В 1711 году Петр I учредил комплект первого мундира нижнего чина Российского флота, созданный по голландскому образцу. Но вязаная нательная рубаха в него не входила. До начала XIX века форма обмундирования моряков сильно не менялась. При императоре Александре I у матросов появляется новый головной убор — бескозырка.
Появлением нательной вязаной рубахи в отечественном флоте моряки обязаны вице-адмиралу Ефимию Васильевичу Путятину. В 1852-1855 годах в экспедициях на фрегатах «Паллада» и «Диана» он возглавлял дипломатическую миссию в Японию. Путешествие было далекое и непростое: тропическая жара, штормы, при этом форма одежды российских моряков была мало приспособлена к таким районам. По возвращении в Петербург Путятин представил генерал-адмиралу Константину Николаевичу, который возглавлял Морское ведомство, предложения по улучшению обмундирования и фактически стал инициатором учреждения в русском флоте вязаной нательной рубахи. В сентябре 1857 года первые команды кораблей, которые уходили на Дальний Восток, получили однотонную белую «вязаную шерстяную фуфайку» из овечьей шерсти как предмет белья.
В 1859 году одному из экипажей Балтийского флота в порядке эксперимента были закуплены во Франции нательные вязаные рубахи с поперечными полосами. Возможно, это послужило толчком для обсуждения среди флотских врачей вопроса об улучшении условий жизни и быта на кораблях, в том числе и обмундирования.
Позже вопрос о нательных рубахах для всех нижних чинов перед Морским ведомством поставил Иван Иванович Бутаков. Еще будучи лейтенантом, в 1852 году он в составе экипажа фрегата «Паллада» совершил переход из Кронштадта в Сингапур, откуда вернулся на родину с донесением от вице-адмирала Е. В. Путятина. Дальше в его морской биографии были кругосветные экспедиции, участие в Крымской войне, командование фрегатом «Ослябя», который входил в состав Атлантической эскадры контр-адмирала Степана Степановича Лесовского. В 1865 году он был назначен командиром парусно-винтового фрегата «Генерал-адмирал». Побывав во многих странах, где наблюдал не только службу, но и бытовые условия моряков, Бутаков пытался убедить начальство в необходимости введения тельняшек хотя бы на своем корабле: «В жарких климатах, в особенности же при резких переменах температуры, которым подвергаются нижние чины, тельные вязаные рубахи составляют наилучшее средство для предохранения от болезней. У некоторых старых матросов эти рубахи уцелели от прошлой кампании, у большинства же, и в особенности у молодых, которых в команде почти наполовину, их нет. Почему решаюсь ходатайствовать о разрешении, в виде исключения, завести всей команде тельные вязаные рубахи. Повсеместное распространение эпидемии вынуждает меня просить особенных мер для сохранения здоровья команды». Но чиновники ответили отказом, и моряки приобретали эту одежду за границей на свои средства.
Несколько лет длилась полемика о пользе и целесообразности введения на флоте нательных рубах. Еще один командир корабля Атлантической эскадры С. С. Лесовского Михаил Яковлевич Федоровский в 1863 году также пытался убедить чиновников в положительном решении этого вопроса. В одном из рапортов он отмечал: «Они (тельные рубахи) составляют к обмундированию чрезвычайно полезное дополнение как в гигиеническом отношении, так и приучают людей к опрятности и дают им молодцеватый красивый вид».
В конце августа 1867 года великий князь Константин Николаевич, возглавлявший Морское министерство, посетил в Кронштадте фрегат «Генерал-адмирал», который вернулся из плавания по Средиземному морю. Высокий гость обратил внимание на нательные рубахи нижних чинов. 4 сентября 1867 года из Управления Кронштадтского порта на имя управляющего Морским министерством отправлено письмо с уведомлением, что великий князь после посещения корабля «изволил выразить свое желание, чтобы все нижние чины флотских экипажей имели таковые рубахи». Спустя неделю канцелярия Морского министерства направила запрос командиру фрегата М. Я. Федоровскому о месте приобретения рубах и их стоимости, а также о доставке одной в качестве образца. Михаил Яковлевич составил подробный рапорт. Он отметил положительные свойства одежды и выразил пожелание: нижним чинам иметь не менее 2-3 рубах из бумажной ткани. При этом вязаные шерстяные фуфайки, которые появились на флоте во время зимовки 1863-1864 годов эскадры контр-адмирала С. С. Лесовского в Северной Америке, оставить для ношения в холодную погоду и в северных широтах. Парадокс! За год до этих событий, в августе 1866 года командиром фрегата был И. И. Бутаков. Он отправил рапорт, оставшийся без внимания. Вновь были сделаны расчеты и на одном из документов появилась пометка чиновника: «Его И[мператорское] Высочество приказал, по рачительности расхода, оставить предложение без последствий. 7 ноября 1867 г.»
В 1872 году была создана Комиссия по пересмотру Положения и табелей обмундирования нижних чинов Морского ведомства. Ее возглавил Главный командир Кронштадтского порта адмирал Евгений Андреевич Беренс. Вновь мнения разделились: оставлять ли вязаные фуфайки взамен нательных рубах. Великий князь Константин Николаевич принял решение «оставить фуфайки как весьма полезную, теплую одежду для береговой службы».
Прошло еще немного времени и 19 августа 1874 года император Александр II утвердил «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части обмундирования и амуниции», которое вводилось в действие с 1 января 1875 года. В приложении 4 документа есть описание и чертеж новой детали формы — нательной рубахи: «Рубаха вязаная из шерсти пополам с бумагой; цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстающими одна от другой на 1 вершок. Ширина синих полос ¼ вершка…»
В течение двадцати лет рубахи для флота небольшими партиями закупались во Франции. В комплекте обмундирования нижних чинов французского флота подобные рубахи с белыми и синими полосами были давно. В конце XIX века заказ от Морского министерства на изготовление нательных рубах получил владелец Акционерного общества чулочно-трикотажных фабрик Андрей Семенович Керстен. Для этих целей он специально закупил в Германии необходимое оборудование и организовал поставки сырья (бухарский и ферганский хлопок и овечью шерсть российского производства). На протяжении периода распространения нательной рубахи в Российском флоте менялись материалы, цвет и ширина полосок. Это можно объяснить несколькими факторами. Один из них, безусловно, матросский шик. Многие понравившиеся рубахи моряки приобретали на свои деньги в иностранных портах. Могли отличаться рубахи и по месту службы. Старые фотографии позволяют нам сегодня проследить эти тенденции. С 1912 года нательные рубахи изготовлялись полностью из хлопка, а белая и синяя полосы установлены одинаковой ширины — ¼ вершка (11 мм).