25 августа 2019 года в 12 часов филиал Центрального военно-морского музея «Подводная лодка Д-2 „Народоволец”» (Санкт-Петербург, Васильевский остров, Шкиперский проток, д. 10) отмечает двойной юбилей: 90 лет со дня спуска подводной лодки на воду и 25 лет со дня открытия в ней музея.
Первенец советского подводного кораблестроения до сих пор в строю. В 2018 году филиал принял 1 000 000-го посетителя. Огромный интерес у посетителей вызывает не только музейная экспозиция, но и главный экспонат филиала – сама подводная лодка.
К участию в торжественном мероприятии приглашены первые лица Санкт-Петербурга и Военно-Морского Флота России, адмиралы и действующие подводники, а также родственники членов экипажа подводной лодки Д-2 «Народоволец» времен Великой Отечественной войны.
Почетные гости и все участники праздника смогут осмотреть не только музейную экспозицию филиала, но и открытую к 25-летию музея и 90-летию со дня спуска на воду подводной лодки Д-2 выставку "Всем смертям назло!". Такое название дано не случайно. Подводная лодка Д-2 "Народоволец" была спущена на воду в 1929 году и прошла всю Великую Отечественную войну. В 1994 году лодка начала новую жизнь как филиал Центрального военно-морского музея. На выставке представлены уникальные документы и фотографии, личные вещи моряков, предметы оружия и многое другое.
5 марта 1927 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде состоялась торжественная церемония закладки первых трех подводных лодок советской постройки: «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец».
В 1939 году известный советский летчик В. К. Коккинаки на самолете «Москва» совершил беспосадочный полет из Москвы через Северную Атлантику. Для обеспечения перелета командование Северного флота выделило подводные лодки: Щ-402, Щ-403, Щ-404 и Д-2. При выполнении этого задания подводники поднимались в высокие широты, используя опыт плавания Д-3 («Красногвардеец»). За освоение Северного морского театра большая группа североморцев была удостоена наград. Командир Д-2 Л. М. Рейснер был награжден орденом Ленина.
В сентябре 1939 года подводная лодка Д-2 вернулась в Ленинград для капитального ремонта и модернизации. Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийском заводе. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941–1942 годов с ленинградцами. Подводная лодка под командованием капитана 3 ранга Р. В. Линденберга первый боевой поход совершила с 23 сентября по 4 ноября 1942 года и уже на следующие сутки попала в противолодочную сеть.
Дали самый полный ход вперед с одновременным продуванием цистерн главного балласта. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Осмотрелись, приступили к высвобождению корпуса и носовых горизонтальных рулей от сети и одновременно к ремонту поврежденного при падении лодки на грунт вертикального руля. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия из 13 человек на волнении и при холодной осенней погоде рубила стальные тросы. Работой руководил капитан-лейтенант С. Н. Богорад, впоследствии командир одной из балтийских «Щук», Герой Советского Союза.
Освобожденная от сетей Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен» водоизмещением 4090 т, а еще через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозивших солдат вермахта. Один из этих паромов был серьезно поврежден торпедой, при этом, по данным противника, погибло более 600 солдат и офицеров. При возвращении лодка подверглась преследованию противолодочными кораблями. В течение четырех часов на нее было сброшено 48 глубинных бомб, но, несмотря на это, Д-2 благополучно вернулась в Ленинград, где ее встречал сам главком ВМФ Н. Г. Кузнецов. А всего на боевом счету лодки 12 торпедных атак, 4 вражеских транспорта.
Тяжелая обстановка на сухопутном фронте зимой 1942 года под Ленинградом вынудила командование флотом укреплять ряды защитников города. 16 человек из экипажа Д-2 во главе с комиссаром лодки Я. Т. Кощубовым были включены в состав 2-го истребительного батальона и защищали город. Все они пали смертью храбрых…
В послевоенный период, в 1953–1954 гг., лодка в составе Краснознаменного Балтийского флота участвовала в специальных испытаниях систем микроклимата для первых атомных подводных лодок. Речь идет об уникальном эксперименте, поставленном в связи с созданием первой советской атомной подводной лодки проекта 627. По проекту предполагалась автономность первой атомной подводной лодки порядка 50–60 суток. Такой прорыв мог быть научно обоснован только в натурном эксперименте. Главный конструктор проекта инженер-капитан 1 ранга В. Н. Перегудов выбрал для этой цели Д-2. Было решено провести 60-суточный эксперимент на подводной лодке, переименованной к тому времени в Б-2. Лодкой тогда командовал капитан 3 ранга И. М. Хомич.
В 1956 году подводную лодку Б-2 вывели из боевого состава флота и до 1987 года она использовалась как учебно-тренировочная станция УТС-6 и базировалась в Кронштадте.
В конце 80-х годов правительство СССР приняло специальное постановление о создании мемориального комплекса, посвященного героям-подводникам Великой Отечественной войны, ученым, конструкторам и создателям подводного флота. С 1987 по 1994 год были проведены восстановительные работы на Балтийском заводе с участием ЦКБ МТ «Рубин» и Центрального военно-морского музея.
В отличие от подобных мемориальных лодок Тихоокеанского (С-56) и Северного (К-21) флотов решили восстановить в отсеках оборудование, приборы и механизмы, какими они были во время Великой Отечественной войны. Исключением стали аккумуляторные ямы, из которых были выгружены аккумуляторы, а сами ямы использованы для размещения экспозиции. Д-2 стала первой полностью музеефицированной подводной лодкой в нашей стране.
Торжественное открытие нового корабля-музея состоялось 2 сентября 1994 года с участием нынешнего президента России В. В. Путина.
В настоящее время среди подводных музейных кораблей России и других стран мира подводная лодка Д-2 «Народоволец» занимает особое место. Все узлы и агрегаты (включая дизели германской фирмы МАN) воссозданы заново. Особенный интерес вызывают различные механизмы: машинный телеграф, перископ, а также устройства, подающие сигналы боевой тревоги, срочного погружения. Все эти приборы, системы, механизмы находятся в рабочем состоянии.