ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

История создания филиала

Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 443 от 14 ноября 1968 года был создан филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». Филиал открыл свои двери для посетителей 12 сентября 1972 года, в день 31-й годовщины начала работы водной военной коммуникации. Музей посвящен бессмертному подвигу воинов Ленинградского фронта и Ладожской военной флотилии, обеспечивших в годы блокады работу единственной магистрали, связывавшей Ленинград со страной. Он разместился в здании бывшей пекарни на берегу Ладоги, недалеко от мыса Осиновец, откуда начиналась легендарная «Дорога жизни». Во время Великой Отечественной войны это здание служило столовой, в нем находился красный уголок и размещалось руководство Осиновецкой военно-морской базы. Здание сильно пострадало от бомбардировок, и в связи с решением о предоставлении его под музей, потребовалась серьезная реконструкция: здание подвели под крышу, произвели внешние и  внутренние работы.

Силами научных сотрудников Центрального военно-морского музея и при активном участии сотрудников филиала была создана экспозиция музея «Дорога жизни».  Большой вклад в эту работу внесли: ученый секретарь ЦВММ Е.П.Кушнарев, начальник отдела фондов Л.С.Золоторев, главный хранитель ЦВММ Л.Л.Курочкин, начальник отдела фондов Г.П.Осетров, старшие хранители Л.Л.Ларионов, М.М.Фарафонов, Л.А.Шимкевич, Т.П.Акулова, П.В.Крутов,  Б.П.Левченко, старший научный сотрудник  А.П.Куликов, научный сотрудник В.Б.Морозова, научные сотрудники филиала Е.Ф.Кузьмин, Л.А.Гойдина, И.А.Кагарлицкая и др. Самое активное участие в создании экспозиции музея приняли ветераны Армии и Флота, возглавляемые председателем Совета содействия филиалу ЦВММ «Дорога жизни» контр-адмиралом в отставке С.В.Кудрявцевым. Бывший командир Ладожской военной флотилии вице-адмирал В.С.Чероков, председатель Совета ветеранов Ладожской военной флотилии З.Г.Русаков, бывший комиссар Ладожской военной флотилии Н.Д.Фенин, бывший заместитель начальника Северо-Западного речного пароходства А.Н.Новоселов, председатель Совета ветеранов автомобилистов А.Л.Пейсах, ветераны Ладоги  В.К.Шурпицкий и Л.Д.Иванов, начальник судоремонтных мастерских в Осиновце Б.М.Сарибан, начальник Кобоно-Кореджского порта П.В.Войк и др. внесли свой вклад в создание музея «Дорога жизни».

На месте работу возглавил, вложив в разработку экспозиции филиала много энергии, труда и творческой инициативы, военный комиссар лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград» в 1942–1943 г, капитана I ранга Петр Лазаревич Редькин, первый заведующий филиалом. Экспозиция музея включала в себя предметы из собрания Центрального военно-морского музея, материалы из личных архивов, собранные для выставки, и постоянно пополнялась благодаря участию военных и общественных организаций, поисковым отрядам, поднимавшим со дна Ладоги памятники военной истории. Моряки Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и сотрудники Северо-Западного речного пароходства своими руками изготовили и передали в дар музею более десяти моделей кораблей, участвовавших в годы войны в боях и перевозках на Ладожском озере. От автозавода г.Горького были переданы в дар модели автомобилей ГАЗ-АА. Усилиями ветерана Ладоги А.Н.Иванова был разыскан и доставлен на вечную стоянку буксирный пароход «Ижорец-8». На открытой площадке  были выставлены автомашины, на которых перевозили грузы и эвакуировали людей в период блокады. Комсомольцы Северо-западного управления гражданской авиации установили транспортный самолет Ли-2. Здесь же были размещены зенитные, полевые и корабельные орудия. В 1977 году были завезены и установлены артиллерийские  орудия Б-13 с канонерских лодок Ладоги и башенное 76-мм орудие с бронекатера Ладожской военной флотилии. В 1978 году вышел в свет путеводитель музея «Дорога жизни», подготовленный В.Ф. Павлюченко и П.Л. Редькиным.

Музей сразу же стал центром встреч ветеранов Великой Отечественной войны, местом ежегодных  торжественных мероприятий в честь  Дня Победы. В филиале «Дорога жизни» в течение года проводилось свыше 15 массовых мероприятий командованием воинских частей, в том числе приведение к присяге, вручение погон младшим командирам и др. Вместе с филиалом ЦВММ «Дорога жизни» создавался полный музейный комплекс, включавший в себя Ладожский курган, где были перезахоронены воины, погибшие в разное время в период блокады Ленинграда.

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне было принято решение о полной реконструкции территории филиала «Дорога жизни». К открытию реконструированного музейного комплекса 9 мая 2015 года, построено здание для открытого хранения крупногабаритных экспонатов, новая набережная, проведено озеленение и дополнена экспозиция на открытом воздухе. Проведена мастштабная реставрация автомобиля ГАЗ-АА и самолета Ли-2. К Дню Военно-Морского Флота 2016 года закончено строительство современного здания музея, административно-бытового комплекса, павильона для катера Ладожской военной флотилии типа МО-4. Были закончены работы по обновлению и ремонту буксира «Ижорец-8», принят на временное хранение ряд экспонатов из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда в рамках совместных проектов. В работе над созданием нового музейного комплекса «Дорога жизни» принимали участие Управление культуры Министерства обороны РФ, ООО «Евро-Люкс», ООО «ГУОВ» ЗВО, ООО «Строй Инвест», ООО «Ремфасад», ООО «Кронштадт технологии», ООО «Лазкон плюс», ООО «Арсенал», ООО «Ария», ОАО «Адмиралтейские верфи».