ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Павильон "Малый охотник"

Сторожевой катер МО-4 (охотник за подводными лодками) — уникальный памятник военной истории, единственный сохранившийся до наших дней «Морской охотник», участник Великой Отечественной войны.

На Ладоге в период блокады Ленинграда несли службу два дивизиона сторожевых катеров МО, которые зарекомендовали себя как корабли универсального назначения. Это были наиболее быстроходные боевые корабли, способные нарушать морские сообщения противника, охранять суда и десанты, вести стрельбу по береговым объектам и кораблям противника, высаживать десанты и осуществлять тактическую разведку. Сторожевые катера МО получили название «крейсера Ладоги». Но чаще всего катерам МО приходилось охранять в составе конвоя тихоходные караваны барж, буксируемые пароходами, которые доставляли продовольствие для блокадного Ленинграда.

Катера типа МО, входившие в состав соединения кораблей охраны водного района, представляли собой однопалубные, деревянной конструкции корабли водоизмещением порядка 65 тонн. Мощные авиационные двигатели обеспечивали катеру скорость до 25 узлов (46 км в час). Вооружение состояло из универсальных орудий 45-мм калибра и крупнокалиберных пулеметов, бомбосбрасывателей глубинных бомб и аппаратуры для постановки дымзавес. Экипаж состоял из 25 человек.

«Морские охотники» неоднократно демонстрировали героизм в боевых операциях на Ладожском озере в 1941–1944 годы. Так, сторожевые катера МО-201 под командованием П.С.Колесника и МО-202 под командованием А.Л.Бондарева принимали активное участие в эвакуации 168-й, 142-й и 198-й стрелковых дивизий, попавших в окружение на северном побережье Ладоги в августе 1941 года. В бою за остров Рахмансаари в сентябре 1941 года героически проявил себя МО-206 под командованием И.П.Волошенко.

Много раз за лето 1942 года катера МО участвовали в высадках разведчиков в тыл врага. В походах часто участвовали вместе три катера — МО-201, МО-213 и МО-215 под командованием старших лейтенантов П.С.Колесника, И.И.Воронина, Н.П.Епихина, под общим командованием командира дивизиона капитан-лейтенанта П.А.Куриата, который впоследствии стал командиром ОВРа (охраны водного района) главной базы. Об их подвигах писали в листовках политотдела флотилии. МО-171 под командованием В.И.Ковалевского особо отличился в бою за остров Сухо 22 октября 1942 года, в одной из важнейших боевых операций на Ладожском озере.

Напряженной  было несение дозорной службы МО в районе «малой» трассы Осиновец — Кобона, где происходили наиболее интенсивные перевозки продовольствия и боеприпасов. Часто дозорную службу здесь нес катер МО-215, командиром которого был лейтенант Н.П.Епихин.

Катера МО Ладожской военной флотилии принимали участие в десантной операции в районе реки Тулокса в июне 1944 года и других операциях по освобождение Северо-запада от немецко-фашистских захватчиков.