ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Павильон "Малый охотник"

Сторожевой катер типа МО-4 (малый охотник за подводными лодками) — уникальный памятник военной истории, единственный сохранившийся до наших дней «Морской охотник», участник Великой Отечественной войны.

На Ладоге во время блокады Ленинграда несли службу два дивизиона сторожевых катеров типа МО, которые зарекомендовали себя как корабли универсального назначения. Это были наиболее быстроходные боевые корабли, способные нарушать морские сообщения противника, охранять суда и десанты, вести стрельбу по вражеским береговым объектам и кораблям, высаживать десанты и осуществлять тактическую разведку. Сторожевые катера типа МО получили название «крейсера Ладоги». Но чаще всего катерам типа МО приходилось охранять в составе конвоя тихоходные караваны барж с продовольствием  для блокадного Ленинграда, буксируемые пароходами.

Катера типа МО, входившие в состав соединения кораблей охраны водного района, представляли собой однопалубные, деревянной конструкции корабли водоизмещением порядка 65 т. Мощные авиационные двигатели обеспечивали катеру скорость до 25 уз (46 км в час). Вооружение состояло из универсальных орудий 45-мм калибра и крупнокалиберных пулеметов, бомбосбрасывателей глубинных бомб и аппаратуры для постановки дымовых завес. Численность экипажа составляла 25 человек.

«Морские охотники» неоднократно демонстрировали героизм в боевых операциях на Ладожском озере в 1941–1944 годах. Так, сторожевые катера типа МО-201 под командованием П.С.Колесника и МО-202 под командованием А.Л.Бондарева принимали активное участие в эвакуации 168-й, 142-й и 198-й стрелковых дивизий, попавших в окружение на северном побережье Ладоги в августе 1941 года. В бою за остров Рахмансаари в сентябре 1941 года героически проявил себя МО-206 под командованием И.П.Волошенко.

Много раз за лето 1942 года катера типа МО участвовали в высадках разведчиков в тыл врага. В походах часто были задействованы вместе три катера — МО-201, МО-213 и МО-215 под командованием старших лейтенантов П.С.Колесника, И.И.Воронина, Н.П.Епихина, под общим командованием командира дивизиона, капитан-лейтенанта П.А.Куриата, который впоследствии стал командиром ОВР (охраны водного района) главной базы. Об их подвигах писали в листовках политотдела флотилии. МО-171 под командованием В.И.Ковалевского особо отличился в бою за остров Сухо 22 октября 1942 года — одной из важнейших боевых операций на Ладожском озере.

Напряженной было несение дозорной службы МО в районе «малой» трассы Осиновец — Кобона, где происходили наиболее интенсивные перевозки продовольствия и боеприпасов. Часто дозорную службу здесь нес катер МО-215, командиром которого был лейтенант Н.П.Епихин.

Катера типа МО Ладожской военной флотилии принимали участие в десантной операции в районе реки Тулокса в июне 1944 года и других операциях по освобождению Северо-Запада от немецко-фашистских захватчиков.