ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Создание и функционирование ледовой дороги. Зима 1941–1942 годов

С приближением зимы остро встал вопрос об обеспечении населения Ленинграда и войск фронта, эвакуации жителей и транспортировке военной продукции для фронта, произведенной в блокадном городе, в условиях прекращения навигации. Единственным решением проблемы было строительство дороги по льду Ладожского озера. Организация ледовой трассы требовала тщательной подготовки, изучения ледового режима озера, его особенностей. За короткий срок было разработано несколько проектов ледовой дороги. В экспозиции представлены приборы для гидрографических работ, использовавшихся при прокладке дороги.

19 ноября 1941 года был подписан приказ войскам Ленинградского фронта № 00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». 20 ноября на восточный берег двинулся санно-гужевой обоз, 350 упряжек направились в сторону Кобоны, где были  сосредоточены запасы продовольствия для голодающих ленинградцев. 21 ноября 1941 года в Осиновец было доставлено первое продовольствие — 63 т муки. На следующий день с западного берега вышла колонна из 60 автомобилей ГАЗ-АА, родилась знаменитая ладожская Военно-автомобильная дорога №101. Вскоре эта дорога была подчинена на правах участка начальнику созданной в конце ноября 1941 года военно-автомобильной дороги №102. Вначале ВАД-102 была ледово-сухопутной трассой большой протяженности. В ее состав входили автодорожные части Ленинградского фронта, склады, перевалочные базы, различные службы. Но главным звеном этой цепи был ледовый участок, проходивший непосредственно по льду Ладожского озера от деревни Кобона на восточном берегу до деревни Кокарево на западном берегу Шлиссельбургской губы.

Многочисленные экспонаты, фотографии и документы рассказывают о самоотверженном труде и бесстрашии водителей автомашин в тяжелейших условиях зимы 1941-1942 годов. Для эвакуации из блокадного Ленинграда детей, стариков и женщин Московский городской Совет направил 100 грузовых машин с двухсменным водительским составом, г. Горький — 80 грузовых машин, Ярославль — 60. В экспозиции представлены модели автомашин Дороги жизни ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5 и автобуса ЗИС-8. В январе 1942 года 40 таких автобусов москвичи направили в Ленинград. Среди экспонатов, рассказывающих о героическом труде автомобилистов, путевой лист и маршрутная карточка на машину ЗИС-5 шофера И.И.Ямкова, а также вещи водителей ледовой трассы А.П.Петрова и  Г.И.Костылева.

Круглые сутки несли вахту на трассе все службы, призванные охранять ледовую дорогу. На льду в 8–12 км от берега, занятого противником, были сооружены две оборонительные полосы, подходы к ним заминировали. Противовоздушную оборону обеспечивали 10 отдельных артиллерийских дивизионов. В экспозиции представлено боевое знамя 225-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. С воздуха ледовую дорогу прикрывала вместе с армейской и флотская авиация. 39-я истребительная авиационная дивизия, 123-й, 5-й и 13-й истребительные авиационные полки ВВС Балтийского флота защищали Дорогу жизни. В экспозиции представлены обломки истребителя Героя Советского Союза А.Т.Севастьянова, обнаруженные и извлеченные красными следопытами через 29 лет после гибели летчика.

По всей ледовой трассе стояли большие белые палатки – «ледовые лазареты». В каждой из них печка-буржуйка, на которой всегда стоял чайник с кипятком. В «ледовые лазареты» заходили погреться продрогшие водители, бойцы-дорожники, регулировщики.

В экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие о самоотверженной работе медиков на ледовой трассе. В обогревательных санитарно-медицинских пунктах оказывали помощь раненым и обмороженным, в эвакопунктах и эвакогоспиталях медики с честью выполняли свою работу.

С конца марта 1942 года наступил очень трудный период в работе ледовой дороги —борьба за продление ее существования. Благодаря мужеству водителей, а также  героическим усилиям остальных людей,  работавших на дороге, она функционировала до 21 апреля. 24 апреля было прекращено движение всех видов транспорта.

За 152 дня существования ледовой автомобильной дороги Ленинград получил более 361 тысячи т различных грузов, в том числе 262,5 тысячи т продовольствия. Было эвакуировано на Большую землю более 550 тысяч ленинградцев.