Линейный корабль "Гото Предестинация" (вид с борта)

Гравюры (эстампы)

Линейный корабль "Гото Предестинация" (вид с борта)

В 1700 году голландский гравер на русской службе А. Шхонебек по заданию Петра I едет на Воронежскую верфь, чтобы зарисовать одно из первых крупных русских военных судов — 58-пушечный корабль «Гото Предестинация», который был заложен и спущен на воду при участии самого царя. Это единственный петровский корабль, так подробно изображенный современниками. Мастер делает беглые зарисовки корабля с трех сторон: с носа, кормы и правого борта — и по возвращении из Воронежа в Москву гравирует их, привлекая к работе русских учеников.


Линейный корабль (англ. ship of the line, франц. navire de ligne) -  согласно Большой российской энциклопедии, в парусном флоте XVII в. – 1-й половины XIX в. самое крупное по размерам и наиболее мощное по вооружению трёхмачтовое боевое судно с парусным вооружением, 2–3 батарейными закрытыми палубами (деками) и одной открытой палубой, на которых размещались от 50 до 140 орудий. 

В 1-й половине XX века линейным кораблем именовали самый крупный боевой корабль с мощной артиллерией и броневой защитой, предназначенный для ведения морского боя с главными надводными силами флота противника и нанесения артиллерийских ударов по береговым объектам. Тогда же, в начале XX века появился термин «линкор» (сокращенное от «линейный корабль»).
Термин «линейный корабль» возник вследствие того, что в морском бою многопалубные корабли действовали в строю кильватера, выстраиваясь в линию друг за другом, что позволяло выполнять залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной и до середины 19 в. применялась во всех морских сражениях, в которых линейные корабли играли главную роль в достижении успеха.
Российские корабли, снискавшие славу в морских сражениях, «Ингерманланд», «Евстафий», «Азов» и др.