Гравюра первой четверти XVIII в.
На Воронежкой верфи в конце XVII века строились корабли для Азовского флота, например 36-пушечный корабль «Апостол Петр» (1696 г.) и 52-пушечный корабль «Крепость» (1699 г.).
Название ВЕРФЬ происходит как и многие слова в морском деле от нидерландского werf. Этим словом обозначается предприятие, где строят или собирают корпус судна, осуществляют монтаж корпусного и механического оборудования, проводят испытания и сдачу судов заказчику. На верфи также ремонтируют суда.
Первоначально лодки и корабли строились непосредственно на берегу, без выделения специальных судостроительных участков.
Первой крупной верфью на выделенном участке стал Арсенал Венецианской республики (1104 год). Предприятие занимало площадь 32 га, здесь работали 16 тысяч человек. С 1378 года вплоть до 17 века лучшей по оснащению и крупнейшей в Европе считалась верфь в Барселоне. А в 16-17 веках образцовой стали считать голландскую верфь - здесь впервые начали строить корабли по моделям (по материалам БРЭ).
Одна из первых верфей России располагалась на берегу реки Воронеж, за 600 км от моря! Связано это было с тем, что на правом берегу реки Воронеж к концу XVII века уже существовали небольшие верфи. Город Воронеж был основан в 1586 году как крепость на восточном фланге оборонительной линии Воронеж—Оскол—Курск для защиты русского государства от набегов татар из Крыма в Москву. С 1613 года с этой целью здесь было развернуто речное судостроение. Строительство здесь морских судов началось По воле Петра I перед Азовскими походами в конце XVII века. В связи с Азовскими походами Петра I в Воронеже и крае по рекам Воронеж и Дон было создано несколько верфей, где построено большое количество различных плавучих средств для перевозки войск и военных грузов под Азов, общим числом до 3500 единиц (галеры, струги, лодки, плоты и т. д.).
К весне 1696 г. были заложены боевые корабли: гребные галеры и два 36-пушечных галеаса — "Апостол Павел" (спущенный на воду в 1696 г.) и "Апостол Петр" (достраивали по дороге в Азов). Работами руководил непосредственно Петр I. В начале мая 1696 года флотилия выступила в поход. После взятия Азова выход в Азовское море был открыт. 20 октября 1696 г. в селе Преображенское Петр Великий принимает судьбоносное решение, ставшее вехой в истории российского флота: "Морским судам быть!" от 4 ноября 1696 г. был принят указ, который регулировал порядок постройки кораблей. Опыт, полученный в то время, был использован впоследствии при создании и функционировании российских верфей. В первую очередь при создании Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге, которая хоть и была основана Петром I в 1704 г. по подобию голландских, но воронежский опыт управления судостроением здесь также пригодился. Адмиралтейская верфь в Санкт-Петербурге входила в состав Главного адмиралтейства.
Воронежская верфь действовала до 1711 г ода - до печально известного Прутского похода, когда Россия потеряла выход в Азовское море. За время это время было возведено около 200 боевых кораблей (по материалам "Вехи истории. Воронежская верфь").