Модельная мастерская ЦВММ Морских сил РККА. 1938 г.
Гидросамолет М-9 спроектирован талантливым российским авиаконструктором Дмитрием Павловичем Григоровичем. Этот самолет был настоящим прорывом для своего времени и стал логичным развитием идей, воплощенных инженером в его более ранней и тоже очень удачной летающей лодке М-5, созданный в 1914-1915 годах.
Создавался М-9 в Петрограде, в мастерской Григоровича, а испытания проводились в акватории Бакинского порта и на Каспийском море известным своими арктическими полетами летчиком-испытателем Яном Иосифовичем Нагурским. Результаты превзошли ожидания: М-9 подтвердил все расчеты конструктора, показав себя исключительно надежной и эффективной машиной для морских просторов.
17 сентября 1916 года над гаванью Баку произошло событие, вошедшее в историю мировой авиации. Летчик Я.И. Нагурский на серийном гидросамолете М-9 впервые в мире выполнил на гидроплане "мертвую петлю" (петлю Нестерова)! Более того, он сделал это с пассажиром на борту – своим механиком. За один полет Нагурский выполнил две петли подряд, продемонстрировав не только высочайшее мастерство пилотирования, но и выдающиеся прочностные и аэродинамические качества самого М-9. До этого считалось, что тяжелая летающая лодка просто не способна на такие фигуры высшего пилотажа. Этот рекорд стал сенсацией. Он был официально зафиксирован и подтвержден советом Императорского Всероссийского Аэроклуба 12 ноября 1916 года как мировой. Это был триумф российской инженерной мысли и летного мастерства.
Благодаря своим отличным характеристикам и надежности, М-9 прочно занял положение основного военного гидросамолета Российского Императорского флота. Он широко использовался на Балтике и Черном море в роли морского разведчика, бомбардировщика (мог нести до 160 кг бомб), корректировщика артиллерийского огня кораблей и даже истребителя (Самолеты Мира)