51-пушечный фрегат «Александр Невский» был последним крупным русским боевым фрегатом, построенным из дерева, и седьмым на флоте, носившим такое название. Фрегат в основном известен тем, что в ночь с 12 на 13 сентября 1868 года, следуя под всеми парусами у берегов Ютландии, на 10-узловом ходу ударился о прибрежную косу и потерпел крушение. В этот момент на его борту находился 18-летний великий князь Алексей Александрович, который, будучи лейтенантом флота, принимал деятельное участие в спасении экипажа. Модель по приказу управляющего Морским министерством была преподнесена великому князю в память об этом событии//1869 год.
ФРЕГАТ – так называлась разновидность галер в Средиземноморье. Уже в XIII-XVI веках ФРЕГАТЫ выполняли функции посыльного судна. Были они тогда парусно-гребные. Наиболее крупный парусно-гребной корабль шхерного флота, имел 12–18 пар вёсел и до 38 пушек.
В парусном флоте ФРЕГАТОМ назывался трёхмачтовый корабль с одной или двумя орудийными палубами и мощным артиллерийским вооружением (до 60 пушек). В ту пору ФРЕГАТЫ предназначались для крейсерской службы, разведки, конвоирования транспортов и самостоятельных боевых действий. Крупные (линейные) ФРЕГАТЫ тогда включали в боевую линию кораблей. ФРЕГАТЫ участвовали во всех сражениях российского флота и в дальних экспедициях. По скорости хода ФРЕГАТЫ значительно превосходили линейные корабли того времени, т. к., обладая большой остойчивостью, имели возможность нести сравнительно большую парусность. В первой половине XIX века появились паровые колёсные ФРЕГАТЫ, их называют пароходофрегаты. На смену им пришли винтовые и броненосные, которые в 1892 были переклассифицированы в крейсеры 1 ранга.
Современные ФРЕГАТЫ – корабли, обладающие универсальным вооружением; предназначены для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для противовоздушной и противоракетной обороны корабельных соединений, поддержки морского десанта и решения других задач. В ВМФ РФ многоцелевые ФРЕГАТЫ проекта 22350 стали строиться в начале XXI века.