• ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5, Санкт-Петербург
  • Музей открыт с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17:15

Ботик «Святой Николай» Петра I – «дедушка русского флота»

Модели кораблей и механизмов

Ботик «Святой Николай» Петра I – «дедушка русского флота»

Ботик — небольшое парусное, парусно-гребное или моторное судно.

Ботик, который сегодня хранится в Центральном военно-морском музее, и является одним из его главных экспонатов, был обнаружен 16-летним Петром в 1688 г. в царском селе Измайловском под Москвой, Тогда же родилась версия о его английском происхождении, не доказанная и не опровергнутая до сих пор. Петр I, плавая на ботике по Просяному пруду и реке Яуза, учился хождению под парусами. В 1701 г. ботик был поставлен под навес на территории московского Кремля у колокольни Ивана Великого. В январе 1722 г. по случаю торжеств в Москве, посвященных окончанию Северной войны, ботик поставили в Кремль на всеобщее обозрение. Тогда же Петр I назвал его «дедушкой русского флота». Зимой 1723 г. ботик сухим путем доставили в Шлиссельбург, оттуда 30 мая по Неве он пришел в Санкт-Петербург, где торжественно был встречен судами Невского флота. Его поставили на хранение на адмиралтейском дворе. 11 августа 1723 г. Петр I использовал ботик для парада Балтийского флота в Кронштадте, туда и обратно он перешел с командой царских гребцов совместно с судами Невского флота. 30 августа 1723 г. в день празднования 20-й годовщины Ништадтского мира, он был поставлен в Петропавловской крепости на больверке Государева бастиона, а после постройки в 1765 г. «Ботного домика» хранился там. Петр I повелел ежегодно 30 августа провозить ботик по Неве, это торжество было проведено в 1724 г., а после его смерти только в 1744 и в 1745 г. 16 мая 1803 г. в день празднования 100-летия Санкт-Петербурга ботик установили на палубе ново построенного на Главном Адмиралтействе линейного корабля «Гавриил», стоявшего на Неве. 3 июля 1836 г. ботик показан на параде корабле Балтийского флота в Кронштадте, где он стоял на палубе военного парохода «Геркулес», на котором император Николай I принимал парад. В Кронштадт и обратно ботик был доставлен буксировкой. 28 мая 1872 г. в связи с празднованием 200-летия Петра I, ботик экспонировался на Политехнической выставке в Москве. Туда он был доставлен на железнодорожной платформе, а последние сотни метров до павильона прошел на веслах по Москве-реке. В 1928 г. ботик передали в Петергофский музей-заповедник, а 29 августа 1940 г. – в Центральный военно-морской музей (ЦВММ). В 1941 г. ботик был эвакуирован на речной барже в г. Ульяновск, где хранился до 1946 г. Впервые в отечественной истории ботик Петра I в период с 9 января по 10 марта 1997 г. находился в США (город Нью-Йорк), где был представлен в экспозиции выставки в галерее «Либерти стрит» Международного финансового центра в связи с фестивалем «Салют, Санкт-Петербург». Реставрационный центр «Уильямстаун Арт Консервейшн» при посредничестве фирмы «Атлантик Челендж Фаундейшн» (США) с участием Центрального военно-морского музея выполнил работы по реставрации ботика. В Нью-Йорк и обратно доставлялся морским транспортом в специальном контейнере.//14548.1. 

Ремонты и реставрации ботика:

1688 г. – ремонт, установка мачты и паруса;
1722 г. – ремонт перед отправкой в Санкт-Петербург, обивка медной обшивкой;
1836 г. – ремонт перед парадом в Кронштадте;
1872 г. – ремонт перед отправкой в Москву, замена медной обшивки;
1966 г. – реставрация специалистами ЦВММ;
1997 г. – реставрация в Нью-Йорке.