• ул. Большая Морская, д. 69A / пл. Труда, д. 5, Санкт-Петербург
  • Музей открыт с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17:15.
    выходной - вторник,
    выходной в филиале на крейсере "Аврора" - понедельник и вторник

Штурманское и гидрографическое имущество

Сектор ручного лага конструкции А. Пекула

Франция. 1840-е гг.

Лагом называется судовое навигационное устройство, предназначенное для измерения скорости судна и пройденного им расстояния. 
Применяемые на судах механические лаги измеряют скорость и пройденное расстояние без учета скорости течения, т. е. они измеряют скорость и расстояние относительно воды, а не относительно грунта. 
Ручной лаг представлял собой деревянный сектор со свинцовой обивкой в нижней части для устойчивости на воде. К сектору крепился лаглинь — пеньковый тросик, разделенный узлами через 1/120 часть мили. Для определения скорости сектор выбрасывался с кормы за борт. Погрузившись в воду на 2/3 своей высоты, сектор становился неподвижным и начинал вытягивать с вьюшки, установленной на корме, лаглинь. Матрос отсчитывал, сколько узлов стравливалось с вьюшки за полминуты. Число миль в час соответствовало числу узлов, стравленных за это время. Так «узел» стал морской единицей скорости.