Франция. 1840-е гг.
Лагом называется судовое навигационное устройство, предназначенное для измерения скорости судна и пройденного им расстояния.
Применяемые на судах механические лаги измеряют скорость и пройденное расстояние без учета скорости течения, т. е. они измеряют скорость и расстояние относительно воды, а не относительно грунта.
Ручной лаг представлял собой деревянный сектор со свинцовой обивкой в нижней части для устойчивости на воде. К сектору крепился лаглинь — пеньковый тросик, разделенный узлами через 1/120 часть мили. Для определения скорости сектор выбрасывался с кормы за борт. Погрузившись в воду на 2/3 своей высоты, сектор становился неподвижным и начинал вытягивать с вьюшки, установленной на корме, лаглинь. Матрос отсчитывал, сколько узлов стравливалось с вьюшки за полминуты. Число миль в час соответствовало числу узлов, стравленных за это время. Так «узел» стал морской единицей скорости.