1898 г. Подарок управляющего заводом супруге изобретателя трала К.Ф.Шульца, присутствовавшей при спуске ледокола "Ермак" на воду.
«ЕРМАК» - российский ледокол. Первый в мире корабль, способный форсировать тяжёлые льды двухметровой толщины.
Идея создания адмиралу, ученому и изобретателю С.О.Макарову. Именно Степан Осипович Макаров был тем человеком, который придумал ледокол. Особенную поддержку проекту оказал Дмитрий Менделеев, которого затея Макарова чрезвычайно воодушевила. Он помог адмиралу убедить Сергея Витте выделить необходимые средства на строительство. В составе комиссии, участвовавшей в разработке ледокола, были Д. И. Менделеев, инженеры П. К. Янковский и Р. И. Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и другие. Название свое ледокол получил по инициативе сибирского купечества, также поддержавшего идею строительства корабля и предложившего назвать ледокол именем легендарного казачьего атамана Ермака Тимофеевича.
Ледокол был заложен на стапелях англ. фирмы «Armstrong, Whitworth 8 C» в Ньюкасле в 1897 по заказу России. 17 (29) октября 1898 г. корпус ледокола в торжественной обстановке был спущен со стапеля на воду. Водоизмещение 8730 т, длина 97,5 м, ширина 21,6 м. Достройка судна шла быстро. После заводских испытаний «Ермак» был принят от завода и 21 февраля (5 марта) 1899 г. вышел в первое плавание в Арктику под командованием С.О.Макарова. Во время похода проводились гидрологические и метеорологические наблюдения, а также киносъёмка льдов. В 1901 г. ледокол совершил ещё один дальний арктический поход — к берегам Шпицбергена и Новой Земли. Результаты плаваний «Ермака» Макаров обобщил в своей книге «"Ермак" во льдах». За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше 1000 суток.
После начала 1-й мировой войны «Ермак» был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. В 1918 г. ледокол прославил себя спасением русских кораблей во время знаменитого ледового похода балтийской эскадры из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт.
В 1920-30-х гг. «Ермак» обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море. В феврале 1938 г. участвовал в эвакуации полярников во гла¬ве с И. Д. Папаниным станции «Северный полюс-1». В годы Великой Отечественной войны ледокол осуществлял проводку судов на Балтике.
В 1949 году ледокол награждён орденом Ленина. Через 15 лет в 1964 году вы¬ве¬ден из эксплуатации. На смену «Ермаку» в 1974 был построен новый 7-палубный ледокол с тем же названием.