Выставка "Создание первой советской атомной подводной лодки проекта 627"
1 сентября 2020 года в Морском соборе (филиал ЦВММ "Кронштадтская крепость") открылась выставка, посвященная первой советской атомной подводной лодке проекта 627.
В СССР работы по исследованию и поиску облика АПЛ начались в 1949 г., когда были достигнуты первые реальные результаты в создании отечественного ядерного оружия. 9 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627», в соответствии с которым в Москве сформировали две группы специалистов:
• для выполнения проектных проработок атомной подводной лодки (руководитель — Владимир Николаевич Перегудов, замдиректора ЦНИИ-45 судостроительной промышленности по научной работе, главный конструктор подводных лодок проектов 608 и 613);
• для проработок ее энергетической установки (руководитель — Николай Антонович Доллежаль, академик Академии наук СССР). Руководителем работ по головной лодке с 1953 г. являлся С. А. Базилевский,
Полномасштабную разработку опытной атомной подводной лодки 627-го проекта, которая получила шифр «Кит», весной 1953 г. передали ленинградскому СКБ-143 (позднее ПКБ «Малахит»). В.Н. Перегудов был назначен главным конструктором, что обеспечило нужную преемственность работ.
К марту 1953 г. рабочая группа В. Н. Перегудова завершила проработки атомной подводной лодки в объеме предэскизного проекта. По замыслу разработчиков, подводная лодка такого класса предназначалась для нанесения удара в «глубоком тылу» противника — по прибрежным районам, военно-морским базам, портам и т.д. Так как баллистических ракет на вооружении к тому времени не имела ещё ни одна страна в мире, основным наступательным вооружением атомной подводной лодки были сверхмощные торпеды Т-15 (калибр 1550 мм, длина около 24 м, вес 40 тонн) с ядерной боевой частью мощностью около 100 мегатонн. Единственный огромный торпедный аппарат занимал 22% длины корабля. Традиционное оружие — два торпедных аппарата калибра 533 мм — включалось в состав вооружения как средство самообороны.
Научно-исследовательский институт №8 Министерства среднего машиностроения под руководством Н.А. Доллежаля стал ответственным за разработку паропроизводящей установки для подводной лодки. Паротурбинную силовую установку проектировали СКБ Кировского завода (главный конструктор Казак) и СКБ-143. Завод «Электросила» создавал электрооборудование.
В атомных подводных лодках проекта 627 по сравнению с зарубежными и отечественными дизель-электрическими подводными лодками максимальная глубина погружения увеличилась в полтора раза и составила около 300 метров. Это потребовало использовать новую сталь для прочного корпуса. Ее разработка была поручена ЦНИИ-48 Министерства судостроения (руководитель Г.И. Копырин). Сплав АК-25 создали на основе бронестали.
В окончательном варианте АПЛ проекта 627 лишилась своей «суперторпеды» Т-15, а вместо нее размещались восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм с общим боекомплектом 20 торпед. Получившая мощное торпедное вооружение первая отечественная АПЛ теперь предназначалась не для ударов по берегу, а для борьбы с боевыми кораблями и транспортами противника на океанских и удаленных морских коммуникациях. Компоновку помещений лодки отрабатывали на специальных деревянных макетах, выполненных для отсеков атомной подводной лодки в натуральную величину (в советском подводном кораблестроении это было сделано впервые).
О масштабах работ по созданию первой советской АПЛ говорит то, что к программе привлекли 135 предприятий и организаций, располагавшихся практически на всей территории Советского Союза, в числе которых 20 конструкторских бюро и около 80 заводов-производите-лей различного оборудования.
В июне 1954 г. в городе Молотовске на заводе №402 (ныне северодвинское Северное машиностроительное предприятие) в обстановке строгой секретности в специально отгороженном участке эллинга приступили к постройке первого советского подводного атомохода.
24 сентября 1955 г. состоялась торжественная церемония официальной закладки судна. 9 августа 1957 г. АПЛ спустили на воду. 14 сентября 1957 г. произвели загрузку ядерных реакторов.