Выставка "На пути к франко-русскому союзу. К 125-летию визита российской эскадры в Тулон"
25 октября 2018 года в Центральном военно-морском музее открылась временная выставка «На пути к франко-русскому союзу. К 125-летию визита русской эскадры в Тулон».
Одной из первых стран, с кем Россия обменялась визитами военных кораблей, стала Франция. Сближение буржуазно-республиканской Франции с абсолютистско-монархической Россией, начавшееся в конце 1880-х гг., проистекало из объективного развития международных отношений. Сегодня мы привыкли к тому, что обмен визитами военных кораблей является завершением определенных политических событий, своего рода кульминацией дипломатической активности. В конце XIX – начале XX века c них всё и начиналось, как с точки зрения обеспечения безопасности, перевозки первых лиц государства, так и показа мощи своего флота, а также уровня технического и технологического развития государства.
11 июля 1891 года к Кронштадту подошла расцвеченная яркими флагами и вымпелами Северная эскадра под командованием контр-адмирала Альфреда Альбера Жерве. В состав эскадры вошли броненосцы «Marengo», «Marceau», «Requin», «Furieux», крейсер «Surcouf», авизо «Lanc» и миноносцы № 128 и 129. Кронштадтский порт был расцвечен флагами. Французским морякам был оказан горячий прием государственными властями и городской публикой. Через несколько дней на императорской яхте «Царевна» прибыли и члены августейшей семьи. Император Александр III лично посетил корабли французской эскадры. Именно с тех пор города Кронштадт и Тулон стали городами-побратимами.
Французские гости осмотрели достопримечательности Петербурга и его окрестностей, затем специальный железнодорожный состав доставил военную делегацию в Москву, где гостей также ожидали радушные приемы и гостеприимство. Торжества продолжались почти две недели.
В память об этом посещении Кронштадта, имевшем историческое значение для обеих наций, французы, по принятому обычаю называть каждый новый выпуск воспитанников из Сенсирской военной школы каким-нибудь именем или названием в честь совершившихся выдающихся событий, назвали выпуск 1891 г. «Кронштадтским». Правительства обеих стран приняли взаимное обязательство в случае возникновения угрозы войны для одной из них согласовывать меры по предотвращению опасности, а год спустя заключили военную конвенцию.
13-29 октября 1893 г. уже русская эскадра под командованием контр-адмирала Федора Карловича Авелана пришла с ответным визитом в главную средиземноморскую базу французского флота — Тулон. В состав эскадры входили корабли Балтийского флота — эскадренный броненосец «Император Николай I», крейсера «Память Азова», «Адмирал Нахимов», «Рында» и черноморская канонерская лодка «Терец».
Французы сделали визит нашей эскадры национальным торжеством. Три французских броненосца на время визита взяли своеобразное шефство над русскими кораблями. В честь визита местные мастера как именитые, работающие с Парижским монетным двором, так и неизвестные служащие частных мастерских выпустили именные и памятные медали в дар русским офицерам и памятные жетоны о посещении французами российских кораблей. И в Тулоне, и на всем протяжении пути русской делегации по территории Франции при посещении городов шли празднества с вручением подарков.
По прибытии русских моряков в Париж их приветствовал президент республики господин Сади Карно. Кроме бесчисленных балов, карнавалов, банкетов, парадов и фейерверков морякам были преподнесены альбомы с видами Парижа, уменьшенные модели-копии скульптур, а также тканые гобелены и шелковые плакаты от различных спортивных и общественных организаций. Именного подарочного стяга удостоился и крейсер «Рында», состоящий в Гвардейском экипаже.
Визиты военных кораблей России и Франции расценивались как чрезвычайно важное политическое событие, поэтому празднества, устроенные французской стороной, отражены как русскими, командированными во Францию художниками-маринистами А.П. Боголюбовым, Н.Н. Гриценко, М.С. Ткаченко, Л.Д. Блиновым, так и французскими живописцами, кстати, также причисленными к Морскому ведомству. Торжества, проходившие в Париже в октябре 1893 г. - проезд кортежа русских моряков по площади Республики в бушующем море толпы французов, запечатлены на картине Л.С. Бакста. И, конечно же, в русских и французских газетах снова печатались восторженные репортажи о многочисленных банкетах и приемах, светских беседах и раутах, парадах и фейерверках. 28 октября в Тулон провожать русскую эскадру прибывает президент Французской республики С. Карно.
В январе 1894 г. было окончательно завершено оформление русско-французского союза. «Франко-русская дружба, — отмечал в 1895 г. «Вестник Европы», — сделалась залогом мира, а не орудием вражды».
Основным итогом этого союза, который в дальнейшем стал основой Антанты, явилось образование двух крупных противостоящих группировок и существенное изменение в соотношении и в расстановке сил в Европе.
Куратор выставки: старший научный сотрудник ЦВММ Васильева С.В.
Художественное решение выставки: главный художник ЦВММ Сергеев В.Ю.