Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого и его филиалы завершают подготовку к празднованию 19 августа Дня рождения российской тельняшки. Первым свою выставку к знаменательной дате представил филиал ЦВММ на крейсере «Аврора», открыв временную экспозицию «Авроровцы в тельняшках». Она будет действовать до 1 сентября 2022 года.
Выставка развернута к 19 августа, ведь именно 19 августа (по старому стилю) 1874 года великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич подписал одобренный императором Александром II Приказ № 115, согласно которому нательная рубаха (тельняшка) утвержденного образца становилась обязательной уставной частью обмундирования матроса Российского флота. С этого момента начинается победное шествие тельняшки на Российском флоте.
Главная причина постепенного введения нательных рубах на флотах — это забота о здоровье и безопасности матросов. Плотно облегая тело, она была удобна при работе на мачтах, защищала от ветров и стужи, была хорошо заметна на фоне моря, неба и парусов.
Появлением нательной вязаной рубахи в отечественном флоте моряки обязаны вице-адмиралу Ефимию Васильевичу Путятину. В 1852-1855 годах в экспедициях на фрегатах «Паллада» и «Диана» он возглавлял дипломатическую миссию в Японию. Путешествие было далекое и непростое: тропическая жара, штормы, при этом форма одежды российских моряков была мало приспособлена к таким районам. По возвращении в Петербург Путятин представил генерал-адмиралу Константину Николаевичу, который возглавлял Морское ведомство, предложения по улучшению обмундирования и фактически стал инициатором учреждения в русском флоте вязаной нательной рубахи. В сентябре 1857 года первые команды кораблей, которые уходили на Дальний Восток, получили однотонную белую «вязаную шерстяную фуфайку» из овечьей шерсти как предмет белья.
В 1859 году одному из экипажей Балтийского флота в порядке эксперимента были закуплены во Франции нательные вязаные рубахи с поперечными полосами. Возможно, это послужило толчком для обсуждения среди флотских врачей вопроса об улучшении условий жизни и быта на кораблях, в том числе и обмундирования.
Позже вопрос о нательных рубахах для всех нижних чинов перед Морским ведомством поставил Иван Иванович Бутаков. Побывав во многих странах, где он наблюдал не только службу, но и бытовые условия моряков, Бутаков пытался убедить начальство в необходимости введения тельняшек хотя бы на своем корабле. Но чиновники ответили отказом, и моряки приобретали эту одежду за границей на свои средства.
Несколько лет длилась полемика о пользе и целесообразности введения на флоте нательных рубах. Еще один командир корабля Атлантической эскадры С. С. Лесовского Михаил Яковлевич Федоровский в 1863 году также пытался убедить чиновников в положительном решении этого вопроса. В одном из рапортов он отмечал: «Они (тельные рубахи) составляют к обмундированию чрезвычайно полезное дополнение как в гигиеническом отношении, так и приучают людей к опрятности и дают им молодцеватый красивый вид».
В конце августа 1867 года великий князь Константин Николаевич, возглавлявший Морское министерство, посетил в Кронштадте фрегат «Генерал-адмирал», который вернулся из плавания по Средиземному морю. Высокий гость обратил внимание на нательные рубахи нижних чинов. 4 сентября 1867 года из Управления Кронштадтского порта на имя управляющего Морским министерством было отправлено письмо с уведомлением, что великий князь после посещения корабля «изволил выразить свое желание, чтобы все нижние чины флотских экипажей имели таковые рубахи».
В 1872 году была создана Комиссия по пересмотру Положения и табелей обмундирования нижних чинов Морского ведомства. Ее возглавил Главный командир Кронштадтского порта адмирал Евгений Андреевич Беренс. Вновь мнения разделились: оставлять ли вязаные фуфайки взамен нательных рубах. Великий князь Константин Николаевич принял решение «оставить фуфайки как весьма полезную, теплую одежду для береговой службы».
Прошло еще немного времени и 19 августа 1874 года император Александр II утвердил Положение о довольствии команд Морского ведомства по части обмундирования и амуниции, которое вводилось в действие с 1 января 1875 года. В приложении 4 документа есть описание и чертеж новой детали формы — нательной рубахи: «Рубаха вязаная из шерсти пополам с бумагой; цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстающими одна от другой на 1 вершок. Ширина синих полос ¼ вершка…»