Летом 1775 года один из основателей Азовского флота адмирал А.Н. Сенявин прибыл к устью Днепра. Здесь нашли удобное для стоянки русских кораблей место, а у урочища «Глубокая пристань» было решено заложить первую на юге России кораблестроительную верфь.
Ограниченные размеры и глубины Днепровского лимана у Херсона обусловили принятие уникального в отечественной практике решения: 3/4 общего числа линейных кораблей (около 15 вымпелов) оставлять в мирное время на стапелях в состоянии максимальной готовности. По этим же причинам Адмиралтейств-коллегия ограничила размеры кораблей для закладки на Херсонских верфях 60-пушечным рангом.
6 июня 1779 года на Херсонской верфи был заложен первый 60-пушечный корабль «Екатерина». Строился корабль под руководством мастера В.А. Селянинова. Затем по чертежам А.С. Катасанова известным мастером С.И. Афанасьевым была заложена серия из пяти 66-пушечных кораблей. Головным кораблем этой серии стала «Слава Екатерины». Командиром корабля № 4 («Святой Павел») был назначен капитан 2 ранга, впоследствии знаменитый русский адмирал, Ф.Ф. Ушаков, прибывший в июне 1783 года в Херсон для наблюдения за ходом строительства.
29 ноября 1800 года на Херсонской верфи был спущен на воду 110-пушечный корабль «Ягудил», долгие годы считавшийся лучшим кораблем Черноморского флота.
Мелководность Днепра при впадении в лиман накладывала ограничения на водоизмещение и осадку строящихся в Херсоне кораблей. Поэтому постепенно центром судостроения на Черном море становится основанный в 1789 году Николаев.