Начало первого в истории перехода подводной лодки «Щ-423» из Полярного во Владивосток Северным морским путем.
В состав экспедиции особого назначения (ЭОН-10) были включены транспорт «А. Серов», на котором находилась аварийно-ремонтная партия, и ледокол «Ленин». Командовал ЭОН военинженер 1 ранга И. М. Сендик, инженером был назначен военинженер 2 ранга А. И. Дубравин. Командиром «Щ-423» на переходе был капитан 3 ранга И. М. Зайдулин, комиссаром — старший политрук В. С. Моисеев.
Экипаж лодки совершил до этого ряд походов и имел опыт плавания во льдах. Подводная лодка была подготовлена к плаванию в ледовых условиях: корпус защищен деревянно-металлической обшивкой, бронзовые винты заменены стальными со съемными лопастями и т. д. Плавание протекало в сложной ледовой обстановке. «А. Серов» потерял лопасти винта, и вместо него был выделен транспорт «Волга», сопровождавший «Щ-423» от б. Тикси (с 31.8). К экспедиции присоединился также ледорез «Ф. Литке».
Экипаж подводной лодки постоянно вел борьбу с обледенением. Корабли упорно продвигались на восток. После Берингова прол. североморцев встретили тихоокеанские подводные лодки «Л-7», «Л-8» и «Л-17». Несмотря на девятибалльный шторм, 9.9 отряд благополучно прибыл в б. Провидения. После захода в Петропавловск-Камчатский и Советскую Гавань «Щ-423» 17.10 прибыла во владивостокскую б. Золотой Рог, пройдя в течение 73 суток 7227 миль, из них 682 мили во льдах.