12 сентября 1941 г. начала свою работу водная трасса легендарной «Дороги жизни», связавшая блокированный Ленинград с Большой землёй и спасшая жизни многих тысяч ленинградцев.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 г., когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург и было прервано сухопутное сообщение между Ленинградом и страной. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города оставалась Ладога. 12 сентября в порт Осиновец прибыл первый конвой судов, доставивший 800 т. зерна, в тот же день со сторожевого корабля «Пурга» было выгружено 60 т. боеприпасов для Ленинградского фронта. Этим было положено начало перевозкам по водному пути. С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24 тыс. 097 т. зерна, муки и крупы, более 1 тыс. 130 т. мяса и молочных продуктов и др. грузов
С началом зимы и ледостава вступила в действие ледовая трасса, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Особое значение «Дорога жизни» имела в первую блокадную зиму 1941-1942 гг., когда по ней в Ленинград было доставлено свыше 360 тыс. т. грузов, переправлены с полным вооружением 6 стрелковых дивизий и танковая бригада. Одновременно были эвакуированы 539 тыс. 400 человек, около 3,7 тыс. вагонов промышленного оборудования и другого имущества. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по «Дороге жизни» за весь период её действия, составило свыше 1 млн. 615 тыс. т. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек. Для подачи нефтепродуктов в осаждённый город, по дну озера был проложен Ладожский нефтепровод.
18 января 1943 г. со взятием советскими войсками Шлиссельбурга Ленинградская блокада была прорвана. «Дорогу жизни» сменила «Дорога Победы» — железная дорога от Ленинграда к Волхову.