В Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона спущена на воду канонерская лодка «Опыт», первый в России военный корабль с броневой защитой
Строительство первого в России железного броненосного корабля началось в мае 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством инженера Х.В. Прохорова. В октябре того же года корпус лодки был спущен на воду, а в феврале 1862 года лодка, получившая название «Опыт», была зачислена в состав гвардейского флотского экипажа.
В 1866 году «Опыт» исключили из списков флота и передали инженеру Н.Л. Эйлеру для перестройки в ледокол с надводным и подводным устройством для разрушения льда. Длительное время ледокол находился в Кронштадтском порту; лишь в феврале 1870 года последовал приказ о зачислении его в списки судов флота, после чего судно использовалось при испытаниях шестовых и буксируемых мин различных систем. В кампанию 1875 года начались испытания приборов автоматического управления стрельбой системы А.П. Давыдова.
В 1883 году лодку переименовали в «Мину», а в 1892 году зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны и использовали для испытания торпед и мин заграждения. На ней прошли проверку гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных устройств. В 1901 году в составе учебно-минного отряда она участвовала в первых опытах А.С. Попова по установлению радиосвязи между кораблями.
С 1907 года лодка использовалась в качестве портового судна, а с началом 1-й мировой войны - для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе. Только в 1922 году незаметный труженик был продан Финляндии на слом.