Помоги музею ЦВМ TikTok ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
«Июль 2021»

Подписаться на новости

"На границе моря и небес". В Центральном военно-морском музее открылась выставка к 105-летию военно-морской авиации России

Сегодня, 15 июля 2021 года в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого открылась выставка «На границе моря и небес… К 105-летию военно-морской авиации России». 

Памятная дата приурочена к победе морских летчиков 21 июня (4 июля) 1916 г. во время Первой мировой войны, когда четыре гидросамолета М-9, базировавшиеся на авиаматке «Орлица», над Балтийским морем в воздушном бою сбили два немецких аэроплана. Однако история отечественной морской авиации началась как минимум десятилетием ранее. Именно русские морские офицеры внесли большой вклад в науку о «летании», увидели в летательных аппаратах важное средство повышения мощи военного флота, приложив массу усилий для подготовки авиационных специалистов, приобретения самолетов и организации самолетостроения.

"Эта выставка значительна не только по масштабу представленных на ней предметов, но и по той роли, которую играет военно-морская авиация, как род сил российского флота", — сказал открывая выставку заместитель директора Центрального военно-морского музея по научно-экспозиционной и выставочной работе Сергей Курносов.

С приветственным словом к собравшимся участникам открытия выставки обратился Владимир Иванович Овсянников, полковник в отставке, заслуженный военный штурман России, ветеран боевых действий, воин-интернационалист, заместитель начальника инспекции по безопасности полетов ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы".

Куратор выставки, научный сотрудник отдела фондов ЦВММ Евгения Овсянникова отметила, что в настоящее время происходит возрождение боевой мощи морской авиации России. Сегодня интерес к морской авиации по-прежнему не угасает, а профессия морского летчика остается востребованной и престижной.

В первые месяцы войны 1914–1916 гг. опыт применения авиации показал, что боевые возможности самолетов выходят далеко за рамки разведки. Во время Гражданской войны морская авиация действовала на всех ее фронтах. Боевую проверку подразделения морской авиации прошли в ходе боевых действий у о. Хасан и на р. Халхин-Гол, а также во время Советско-финляндской войны. За весь период Великой Отечественной войны авиация Военно-Морского Флота произвела 357 238 самолетовылетов. Не было ни одной морской операции, в которой не принимала бы активного участия авиация флота, на долю которой приходится около 57% транспортных и более 66% боевых и вспомогательных кораблей, потерянных врагом от воздействия сил флота в целом. По характеру решаемых задач и результатам боевых действий авиация ВМФ являлась главной силой флота.

В послевоенный период одним из важных мероприятий по  обеспечению безопасности страны и дальнейшему развитию морской авиации явилось привлечение научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро к перевооружению морской авиации на реактивную технику, создание новых родов авиации – противолодочной, ракетоносной и корабельной.  

На выставке представлены живописные и графические произведения, портреты летчиков, плакаты, модели самолетов и кораблей, фотографии, образцы формы одежды, личные вещи, документы, награды, скульптура, оружие, предметы фалеристики.

 

О.Б. Курносова