Помоги музею ЦВМ TikTok ЦВМ YouTube ЦВМ Instagram ЦВМ Вконтакте История русского флота

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
«Декабрь 2021»

Подписаться на новости

Выставка, посвященная творчеству художника-мариниста Александра Ефимова, открывается в ЦВММ 17 ноября

В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 17 ноября 2021 года открывается выставка «Художник-маринист Александр Ефимов. 1905 – 1964», посвященная жизни и творчеству первого руководителя Студии художников-маринистов, которую он возглавлял с  1953 по 1962 год. На выставке представлены работы Александра Ефимова, его личные вещи, а также модели кораблей.

Александр Алексеевич Ефимов – живописец, кандидат искусствоведения. Родился в Санкт­-Петербурге. В 1926 г. закончил школу керамики и стекло­делия, в 1928 г. поступил в Ленинградский ВХУТЕИН. В 1936 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина с присвоением специальности художник-­живописец. С 1953 по 1963 год работал в Ленинградской группе художников­-маринистов. Член Ленинградского Союза художников. В 1949 году ему была присвоена ученая степень кандидата искусствоведения. С 1937 по 1938 год преподавал в Ленинградской средней художественной школе, в 1944–1952 годах. преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Кульминацией творческой жизни А. А. Ефимова стала его работа в Студии художников-маринистов, созданной по приказу от 10 сентября 1952 года военно-морского министра, адмирала Н. Г. Кузнецова. В 1953 году ее возглавил Александр Ефимов. 

Художники знакомились с жизнью советского флота, уставом, распорядком корабельной жизни, изучали типы кораблей, их конструктивные различия. Важной частью была эскизная работа на кораблях ВМФ, где выполнялись этюды и зарисовки, необходимые для картин. Особо выделялся вопрос изучения цветовой палитры моря и состояния воды.

В состав Студии были зачислены художники, знающие и любящие морской жанр и Военно-Морской Флот. Перед Студией была поставлена задача средствами изобразительного искусства отражать историю, героические подвиги военных моряков прошлого, жизнь, быт и боевую подготовку современного Военно-Морского Флота.

Студийцам оказывалась консультационная помощь, организовывались творческие командировки в Кронштадт, Севастополь, Феодосию. Так, в 1953 году в Крым были командированы руководитель Студии художников-маринистов, кандидат искусствоведческих наук, доцент живописи майор А. А. Ефимов и художник, старшина Л. К. Мельников.

В 1950-е годы А. А. Ефимов написал множество монументальных картин, связанных с Военно-­Морским Флотом: «Моряки в боях за Будапешт», «Высадка десанта», «Цель накрыта». Значимым произведением данного периода стала картина «Участие моряков Онежской флотилии в освобождении Петрозаводска 29 июня 1944 года» из собрания Центрального военно­-морского музея имени императора Петра Великого. Для создания этого произведения художник выезжал в Петрозаводск, чтобы познакомиться с местами боев Онежской флотилии 29 июня 1944 г. На картине изображен момент подхода катеров к пристани Петрозаводска. В сложной композиции на переднем плане изображен катер, подходящий к задымленному пирсу, по которому бегут высадившиеся моряки.

В декабре 1962 года Ленинградская студия была распущена, а ее офицерский состав демобилизован. Художник В. А. Печатин в феврале 1963 г. направляет секретарю ЦК КПСС Л.Ф. Ильичеву и Главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза С.Г. Горшкову письма, в которых доказывает необходимость восстановления в интересах Военно-­Морского Флота творческой организации художников-­маринистов.

По решению Главнокомандующего ВМФ СССР в марте 1963 года Студия художников­-маринистов была воссоздана на базе Центрального военно­-морского музея, где художники и сегодня пишут картины, посвященные Военно­-Морскому Флоту.