Выставка художественных произведений с изображениями Петра Великого из собрания Центрального военно-морского музея, с гордостью носящего его имя, продолжает цикл мероприятий, приуроченных к празднованию 350-летия со дня рождения первого русского императора, царя-реформатора, создателя Российского флота.
Первыми зрителями выставки уже в ближайшее время станут участники VIII Коллегии музеев военно-морской направленности, которая пройдет в Центральном военно-морской музее имени императора Петра Великого 9–11 февраля 2022 года.
«Дивная красота его пленяла всех…» — писал немецкий путешественник о подростке Петре в далеком 1683 году. Тогда никто не знал, что из симпатичного подростка вырастет грозный правитель и смелый преобразователь России, слава о деяниях которого останется в веках. Наша выставка — дань памяти этому великому человеку.
Петр Алексеевич Романов — первый в истории русский царь, имеющий столь богатую иконографию. В составе Великого посольства в 1697–1698 годах молодой царь (а Петру в ту пору было всего 25 лет!) совершает визит в Западную Европу. В дальнейшем он бывал в европейских странах в 1711–1713 и 1716–1717 годах. Там он становится моделью для западноевропейских художников, в том числе придворных живописцев тех государей, владения которых он посещал.
Благодаря этим путешествиям была создана целая галерея прижизненных портретов царя. Некоторые из них попали в Россию, но большинство остались за границей, следы многих утеряны. Впрочем, по правилам того времени на их основе были изготовлены многочисленные гравюры, которые распространились по Европе и России, сделав облик царя хорошо известным современникам.
Выставку открывает жемчужина нашей коллекции — живописное полотно голландца Абрахама Сторка (Abraham Storck) «Показательный бой на р. Эй в честь Петра I 1 сентября 1697 года». Событие, изображенное на картине, состоялось во время пребывания царя в Голландии в составе Великого посольства. Это одно из первых прижизненных изображений Петра, пусть и почти микроскопическое. Его непросто разглядеть, но, присмотревшись, мы увидим фигурку молодого русского царя в красном матросском бостроге на судне под триколором с двуглавым орлом — флагом царя Московского.
Основные экспонаты на выставке — сделанные в разное время четыре больших живописных портрета, изображающих Петра I.
Первый — законная гордость музея — портрет российского самодержца кисти Луи Каравака (Louis Caravaque). Портрет стал одним из канонических изображений царя — Петр в военном мундире с лентой и звездой ордена Андрея Первозванного опирается на маршальский жезл. В постановке фигуры чувствуется некоторая скованность. Русский царь изображен на фоне моря с дугообразным построением кораблей соединенных флотов — российского, голландского, датского и английского, которыми он командовал в 1716 году, надеясь организовать нападение союзников России по Северной войне на Швецию.
Посетителям стоит обратить внимание на уникальную по красоте и мастерству резную позолоченную раму портрета, исполненную в XVIII веке русскими мастерами. В первые советские годы с рамы были сбиты символы императорской власти — геральдические орлы и короны. В 2018 году они были восстановлены реставраторами по историческим фотографиям.
Более живой и выразительный образ русского самодержца создал Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier), ведущий французский портретист своего времени. Оригинал портрета, исполненного художником в 1717 году после встречи с Петром, хранится в Государственном Эрмитаже. Он породил множество подражаний, с него было снято множество копий. Одна из них, мастерски выполненная в XIX веке неизвестным художником, представлена на выставке в качестве второго «главного» полотна. Взгляд ясных серых глаз царя устремлен прямо на зрителя. Этот взгляд придает портрету характер доверительный и даже почти интимный, несмотря на металлический блеск доспехов и яростную схватку в дыму баталии на заднем плане.
Творческим развитием иконографического типа, ведущего родословную от портрета Готфри Неллера (Gottfried Kniller), исполненного в 1698 году, является третье «главное» полотно выставки. Это большой парадный портрет Петра I кисти неизвестного художника предположительно второй половины XVIII века. Неизвестный мастер изменил поворот головы Петра, внес и другие изменения. Однако общий строй картины обнаруживает схожесть с портретом английского живописца, впрочем, отличаясь от прообраза некоторой сухостью живописного и образного решения.
Совсем другой Петр получился у Роберта Кера Портера (Robert Ker Porter), английского художника и неутомимого путешественника, нашедшего в России семейное счастье, а потом и вечный покой на Смоленском лютеранском кладбище. Значительное по размеру полотно «Петр Первый на фоне Кронштадта» — четвертое «главное» полотно нашей выставки — было написано для Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1805 году, почти через сто лет после кончины Петра и принадлежит к жанру «исторического портрета». Очевидно, работая над полотном, художник изучил все доступные ему изображения Петра, но создал свой запоминающийся образ самодержца, исполненный экспрессии и мощи.
Портрет работы одного из неизвестных живописцев XIX века, видимо, вдохновлявшегося работами Каравака, выбран в качестве своеобразной эмблемы выставки и помещен на афишу. Автора этого камерного портрета ещё предстоит установить, но на маленьком полотне талантливому мастеру удалось создать нетипичный, неожиданный образ царя — человека романтичного, утонченного, даже нежного, каким Петр в жизни, судя по воспоминаниям современников, не был.
Во второй четверти XIX века важное дополнение в портретную галерею Петра I внес французский художник-академист Поль Деларош (Paul Delaroche). Весьма популярным в России и заграницей стал созданный им в 1838 году портрет Петра Великого. Царь-победитель в эффектной позе, правой рукой, сжимающей шпагу, опирается на ствол пушки, левая уверенно лежит на карте Балтийского моря. Все нюансы виртуозно исполненного живописного полотна, хранящегося ныне в художественном музее Гамбурга (Hamburger Kunsthalle), смогла передать литография неизвестного мастера, представленная на нашей выставке.
В середине XIX века усовершенствованная техника литографии становится успешным конкурентом гравюры. Целая серия литографированных портретов Петра по известным оригиналам была издана Г. К. Фридебургом в своей книге «Портреты и другие изображения Петра Великого», датированной 1872-м годом. Тогда в связи с 200-летним юбилеем первого русского императора петровская тема стала особенно популярна. 30 мая (по ст. ст.), в день рождения Петра в Москве была открыта грандиозная по тем временам Политехническая выставка, куда из нашего музея (носившего тогда имя «Морской музей») торжественно привезли ботик Петра — «дедушку русского флота».
Появление более технически совершенных и дешевых способов воспроизведения — цинкографии, хромолитографии, а также развитие фотографии и иллюстрированных журналов привели к тому, что к концу существования империи в России накопилось огромное количество изображений Петра Великого, самых разных типов и качества исполнения. Наиболее любопытные примеры таких тиражных вещей из многих, хранящихся в фондах музея, показаны на нашей выставке.
Из оригинальных произведений той эпохи, представленных на выставке, можно отметить акварельный эскиз певца малороссийского быта художника К. А. Трутовского, офорт основателя общества художников-передвижников И. Н. Крамского, акварели А. Д. Кившенко, автора хрестоматийного полотна «Совет в Филях» и целой серии работ на тему русской истории.
Из дореволюционной скульптуры на выставке наибольший интерес представляет металлическая отливка, изображающая голову Петра, выполненная по модели ученицы автора «Медного всадника» Фальконе — Марии-Анны Колло, барельеф «Петр I в лавровом венке» Карло Бартоломео Растрелли и копия исполненного им же прижизненного слепка с головы Петра. Выразительна скульптурная группа «Петр I, попирающий морское чудовище», отлитая в начале XX века из бисквита по модели скульптора Императорского Фарфорового завода Августа Тимуса, где в малосимпатичном тритоне угадывается образ враждебной Швеции.
Вполне естественно присутствие «петровской» тематики выглядит в работах сотрудников мастерской военных художников-маринистов ЦВММ. Многие работы живописца С. В. Пена, графика А. А. Троня посвящены Петру I, прежде всего, показывая его как отца-основателя Российского флота. Плодотворно работает с образом Петра скульптор мастерской З. Г. Абашвили. Её «Статуя Петра I», показанная на выставке — одно из лучших произведений автора.