В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого прошла церемония передачи в дар музею Центром подводных исследований Русского географического общества отреставрированного компаса подводной лодки Российского императорского флота «Сомъ», погибшей в Аландском море 10 мая 1916 года.
В церемонии участвовали директор Центрального военно-морского музея Руслан Нехай и исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
Директор ЦВММ Руслан Нехай поблагодарил специалистов ЦПИ ГРО и его руководство за очередной подарок и, обращаясь к участникам церемонии, сказал, что для музея это поистине бесценный дар.
- Уникальность этого компаса, прежде всего, в том, что он является фактически ровесником наших Подводных сил. Что не менее важно – нет необходимости проводить какие-либо исследования и доказывать его подлинность. Важно и то, что благодаря усилиям реставраторов прибор приобрел сегодня первозданный вид. Таким мы и будем хранить его вечно в нашем музее, - сказал Руслан Нехай, выразив твердую уверенность, что очень ценное для музея сотрудничество с Центром подводных исследований РГО будет продолжено и впредь.
С этой мыслью согласился исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин, подчеркнувший, в свою очередь, что это далеко не первый совместный проект ЦПИ РГО и ЦВММ.
- В нашем активе уже немало совместных выставок и музейных проектов, но мы не намерены останавливаться на достигнутом, - сказал исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин, добавив, что дата передачи артефакта музею выбрана не случайно, – «Сомъ» погиб именно 10 мая.
Сергей Фокин рассказал также об истории нового экспоната Центрального военно-морского музея.
В 1904 году в Кронштадт доставили американскую субмарину «Fulton», которая приказом Морского ведомства получила название «Сомъ». Подводная лодка была построена в 1901 – 1902 годах на верфи в США и после доставки доукомплектована на Невском заводе в Санкт-Петербурге. Служба субмарины началась во Владивостоке весьма продуктивно: именно она впервые прорвала противолодочные сети и прошла подо льдом. Позже лодка служила на Черном море, а после начала Первой мировой войны она была в экстренном порядке переправлена к Аландским островам Балтийского моря.
Последним (десятым) командиром «Сома» стал 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев. Под его командованием 10 мая 1916 года во время очередного боевого дежурства субмарина шла на перископной глубине параллельно шведскому пароходу, а потом, судя по показаниям капитана, резко повернула к судну. Под водой произошло столкновение, и больше от «Сома» вестей не было. По другой версии, капитан парохода сознательно протаранил подлодку, опасаясь досмотра. «Сомъ» затонул на глубине 88 м. Погиб весь боевой экипаж – два офицера и 16 нижних чинов.
Подводная лодка «Сомъ» была обнаружена в 2015 году в территориальных водах Швеции поблизости порта Грислхамн (Grislhamn) международной группой дайверов-любителей, заявивших свои права на находку. В качестве доказательств обнаружения шведскому правительству были представлены видеозапись и механически отделенный от корпуса компас лодки с нактоузом. Шведская сторона передала информацию посольству России в Швеции.
Для переговоров о проведении детальных подводных обследований и определения возможности безопасного судоподъема объекта, имеющего боевые торпеды на борту, была сформирована рабочая группа, в которую с российской стороны вошли представители посольства России в Швеции, Центра подводных исследований Русского географического общества и Министерства обороны РФ.
В рамках работы международной группы было проведено одно подводное обследование объекта с применением телеуправляемого необитаемого подводного аппарата шведской береговой охраны. Следует отметить, что на всех этапах переговоров шведская сторона признавала права Российской Федерации на обнаруженную подводную лодку.
Кроме того, шведской стороной в инициативном порядке России был передан компас с нактоузом, который к этому моменту несколько лет хранился на техническом складе без какой-либо обработки. Артефакт был доставлен дипломатической почтой и передан в реставрационную мастерскую Центра подводных исследований РГО, где незамедлительно началась работа по его спасению для последующей музеефикации.
О технических особенностях компаса рассказал старший научный сотрудник ЦВММ, хранитель его фонда моделей кораблей Евгений Мульгин.