В Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого 25 мая начинает работать временная выставка, посвященная 100-летию ЭПРОНа — Экспедиции подводных работ особого назначения, которое отмечается в этом году.
Выставка, подготовленная научными сотрудниками Центрального военно-морского музея Евгенией Овсянниковой и Евгением Мульгиным под общим руководством директора ЦВММ Руслана Нехая, расскажет о деятельности экспедиции и людях, работавших в ней.
Специально для выставки в мастерской военных художников-маринистов ЦВММ А.А. Алешиным было создано живописное полотно «Подъем ЭПРОНом башни линкора «Свободная Россия». Творческая мастерская «Невский баталист» под руководством Д.А. Поштаренко изготовила многофигурную композицию «Одевание водолаза на палубе бота», представленную в центре зала, макет бота для которой изготовлен в музее Н.Б. Балагуровым и М.С. Матвеевым.
В экспозиции выставки представлены также модели кораблей, в частности, модель спасательного судна «Коммуна» — старейшего судна в составе отечественного ВМФ, водолазное снаряжение, фотографии и подлинные документы.
Первоначально перед ЭПРОНом была поставлена задача по поиску английского корабля «Принц», затонувшего 2 (14) ноября 1854 г. во время Крымской войны под Балаклавой, однако очень скоро круг задач экспедиции расширился. В значительной степени ЭПРОН также стал заниматься подъемом кораблей и судов, затонувших в период Первой мировой и Гражданской войн.
С начала 1930-х годов экспедиция стала единственной в стране организацией, которая выполняла не только судоподъемные, но аварийно-спасательные и подводно-технические работы, обеспечивала прокладку подводных трубопроводов и др. Экспедиция стала организацией всесоюзного масштаба: судоподъемные работы производились в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей, а также на реках и озерах.
К началу Великой Отечественной войны экспедиция насчитывала до 3 200 человек и имела 28 спасательных судов и буксиров, а также понтонный парк из 200 стальных судоподъемных понтонов. В первый день войны совместным приказом народных комиссаров ВМФ и морского флота ЭПРОН был включен в состав Военно-Морского Флота и просуществовал в этом качестве до 2 июня 1942 года, после чего экспедиция была переименована в Аварийно-спасательную и судоподъемную службу ВМФ.
Экспедиция подводных работ особого назначения оставила яркий след в истории отечественного судоподъема. Почти за двадцать лет своего существования ее специалистами были подняты 450 кораблей и транспортных судов общим водоизмещением 210000 т, многие из которых были восстановлены. Весной 1942 года эпроновцы проложили по дну Ладожского озера бензопровод для снабжения топливом блокадного Ленинграда.
Славные страницы, вписанные Экспедицией подводных работ особого назначения в отечественную историю, достойны всестороннего изучения и широкой популяризации.