Министерство обороны Швеции сообщило, что найденная дайверами подводная лодка - это затонувшая в 1916 году российская субмарина «Сомъ». Буква «Ять» в конце названия - первое, что натолкнуло экспертов на мысль, что подлодка, которую обнаружили шведские дайверы, русская.
Ученый секретарь Центрального военно-морского музея Сергей Климовский поделился экспертным мнением по этому поводу:
- Новость о том, что у берегов Швеции найдена подводная лодка, очень заинтересовала сотрудников ЦВММ. Если догадки о том, что найденная лодка - субмарина "Сом" подтвердятся, то это, безусловно, знаковое событие для России.
Мы считаем, что должно быть организовано торжественное захоронение, чтобы моряки, погибшие на лодке, обрели покой. Однако если будет принято решение о музеификации, по крайней мере, тех предметов, которые не разъела за долгие годы морская вода, то для нас это будет большая честь, - подчеркнул Сергей Климовский.
Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин заявил, что если подлодку «Сомъ» возможно поднять, она должна быть установлена у нас в Центральном военно-морском музее.
Подлодка "Сом" имела корпус веретенообразной формы с утолщенной носовой частью и узкими обводами кормы, с легкой надстройкой. Длина корабля - 19,3 м, ширина - 3,5 м, средняя осадка - 2,9; надводное водоизмещение - 105 т, подводное - 120 т. Предельная глубина погружения - 30 м; надводная скорость - 8,5 узлов, подводная - до 6 узлов.
Могла находиться под водой до 15 часов; автономность плавания - 8 суток. Экипаж - 18-22 человека. Первоначально лодка оснащалась бензиновым двигателем внутреннего сгорания мощностью 160 лошадиных сил и гребным электромотором (70 лошадиных сил). Вооружение состояло из одного носового торпедного аппарата калибра 457 мм (боезапас - 3 торпеды). С 1915 года лодки данной серии в составе Балтийского флота были дополнительно вооружены орудиями калибра 37 мм.
В 1904-1907 годах Невский судостроительный завод по лицензии, приобретенной у компании Electric Boat (ныне - General Dynamics Electric Boat), построил для русского флота еще шесть подводных лодок данного проекта: "Щука", "Пескарь", "Стерлядь", "Белуга", "Лосось" и "Судак". Они участвовали в Первой мировой войне, находились в боевом строю до конца 1916 года, в 1918 годах были захвачены войсками Германии на базах в Балтийском и Черном морях.
Напомним, что модели подводной лодки «Пескарь» и других отечественных субмарин вы можете увидеть в залах Центрального военно-морского музея.