Выставка «Берег и море» продолжает сложившуюся в ЦВММ традицию чествования сотрудников-юбиляров мастерской военных художников-маринистов Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.
Игорь Николаевич Дементьев возглавил созданную в 1952 году по инициативе военно-морского министра Н.Г. Кузнецова мастерскую в 2016 году. Художник-живописец пришел в мастерскую в 2005 году и за время своей почти 20-летней плодотворной деятельности в качестве художника-мариниста ЦВММ создал галерею замечательных полотен, которыми музей по праву гордится.
Его произведения стали неотъемлемой частью музейной экспозиции, в фондах и в экспозиции находится более 60 произведений мастера. Работы художника можно видеть не только в залах основного здания музея на площади Труда, но и в филиалах ЦВММ «Подводная лодка Д-2 “Народоволец”», на крейсере «Аврора», «Дорога жизни» и др.
Картины И. Н. Дементьева, выполненные на основе тщательных исторических изысканий, кропотливой исследовательской работы в фондах музея, позволили дать реалистическое художественное воплощение многим событиям из истории Российского флота. Художник одинаково виртуозно решает сюжеты различных эпох – русско-турецких войн XVIII века, драматические события на море в годы Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Последняя тема занимает в творчестве художника особенное место. Биография семьи Игоря Николаевича тесно связана с войной. Его дед, Василий Иванович, ушел на фронт добровольцем, был пулеметчиком и погиб на Невском пятачке 27 января 1943 года во время проведения операции «Искра». Его отец Николай Васильевич чудом выжил в блокадном Ленинграде. От голодной смерти его спас экипаж подводной лодки Щ-307, взяв своим юнгой.
Состав работ, показанных на выставке «Берег и море», представляет И. Н. Дементьева, прежде всего, как художника-мариниста и мастера батального жанра. Искренняя любовь к морю, уважение к флотской службе и флотской истории, привитые еще в детстве художника, позволяют Дементьеву создавать на своих полотнах впечатляющие образы, исполненные с доскональным знанием предмета – состояния и изменчивости морского пейзажа, конструктивных подробностей корабельной архитектуры и вооружения, исторических эпизодов морских сражений.
Особое уважение вызывает мастерство И. Н. Дементьева в изображении парусных кораблей. Художник создает настолько убедительные художественные реконструкции походов и сражений эпохи парусного флота, что у зрителя невольно возникает «эффект присутствия», он как бы становится участником давно минувших событий. Замечательны в этом отношении картина «Крейсерство русских кораблей на Балтийском море. Эпизод из Семилетней войны» и масштабное полотно «Сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 г.».
Тема Великой Отечественной войны прошла через все творчество И. Н. Дементьева. Символично, что дипломной работой художника стала картина «Десант морских пехотинцев Северного флота в 1941 году». В дальнейшем мастер не раз обращался к военным сюжетам, создавал драматически насыщенные произведения, такие как «Отражение налета германской авиации на конвой PQ-18 13 сентября 1942 года» и «Потопление линкора “Шарнхорст” 26 декабря 1943 года».
История северных конвоев настолько увлекла Игоря Николаевича, что многие годы на общественных началах он является художником ветеранской организации «Полярный конвой». По этой линии в университете Рейкьявика И. Н. Дементьевым была организована персональная выставка, которую открывал президент Исландии Оулавюр Рангар Гримссон.
Творческая палитра мастера не ограничивается батальным и морским жанрами. Особое место на протяжении всей его профессиональной карьеры занимает портрет. На выставке среди прочих представлены портреты скульптора М. О. Микешина и командира Гвардейского экипажа контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича, выполненные в последние годы. Теплотой и мягким лиризмом светятся на его полотнах женские образы. Замечателен мастерски написанный широким мазком портрет бабушки, выполненный в начале 1970-х годов. Любовью и нежностью дышит полотно с изображением спящей внучки.
В постижении секретов искусства маринистики художнику помогли экспедиции на гидрографических и океанографических судах «Сенеж», «Визир», «Адмирал Владимирский». Там Игорь Николаевич делал этюды с натуры, наблюдал за состоянием моря и неба, утреннюю дымку и туман над морским побережьем.
Ключом к успеху стало вдумчивое изучение работ предшественников – русских художников-маринистов. Хранящиеся в стенах ЦВММ полотна корифеев российской маринистики – И. К. Айвазовского, А. П. Боголюбова, А. К. Беггрова, Л. Ф. Лагорио – неисчерпаемый источник вдохновения для художника.
В 2016 году Игорь Николаевич был назначен руководителем мастерской и остается на этом ответственном посту и по сей день, совмещая труд художника-живописца, руководителя и общественного деятеля.