Ученый совет Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого на своем заседании под председательством директора музея Руслана Нехая рассмотрел и рекомендовал к утверждению концепцию выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения художника-мариниста Алексея Васильевича Ганзена. Открытие экспозиции запланировано на 5 февраля 2026 года.
С докладом о концепции выставки «Он действовал кистью, как фехтовальной рапирой. К - 150-летию со дня рождения А.В. Ганзена» выступила куратор проекта, начальник музейного отдела ЦВММ Мария Олейник. В своем выступлении она подробно осветила творческий путь художника, ключевые темы его произведений и структуру будущей экспозиции.
В рамках выставочного проекта, также будут представлены работы художника Н.Д. Прокофьева, выполнившего серию масштабных акварелей по заказу музея в 1910-х годах. Период творчества А.В.Ганзена пришелся на сложный исторический период, связанной с Русско-японской войной, революцией, что также отразится в выставке.
По итогам обсуждения Ученый совет единогласно рекомендовал директору ЦВММ утвердить представленную концепцию с учетом внесенных предложений и дополнений.
В феврале 2026 года отмечается 150-летие со дня рождения Алексея Васильевича (Вильгельмовича) Ганзена (1876–1937) – выдающегося художника-мариниста, внука знаменитого Ивана Айвазовского. Ганзен стал достойным продолжателем традиций отечественной маринистической школы, заложенных его великим дедом. С юных лет, обучаясь в феодосийской мастерской Айвазовского, он посвятил свое творчество изображению моря и кораблей.
В 1908 году по личному приглашению императора Николая II Алексей Ганзен поступил на службу художником в Морское министерство. Еще ранее он создал впечатляющую серию работ, посвященную Русско-японской войне. В 1916 году художник подготовил уникальный альбом «Российский императорский флот», содержавший 25 акварельных изображений кораблей – от ботика Петра I до новейших крейсеров. В период Первой мировой войны по заказу Морского министерства им была написана серия картин, документально отражающих боевую работу флота.
После революции, лишившись имущества и родины, Ганзен был вынужден эмигрировать. В изгнании его талант не угас: художник много и плодотворно работал, создавая как лирические морские пейзажи, так и глубокие философские произведения. Значительная часть его художественного наследия сегодня находится за рубежом.
Выставка в Центральном военно-морском музее станет одним из центральных событий, призванных вернуть имя Алексея Ганзена широкой российской публике и по достоинству оценить его вклад в русское искусство.








