Центральный военно-морской музей и его филиалы продолжают участие в мероприятиях, посвященных столетию начала Первой мировой войны.
В годовщину об объявления Германией войны России экипаж крейсера «Аврора», на котором расположен филиал ЦВММ, отдал дань памяти русским военным морякам, погибшим в боях Первой мировой войны. Согласно корабельному уставу и традициям русского флота, кормовой флаг крейсера был приспущен и экипаж почтил память погибших моряков минутой молчания.
Экспозицию о действиях флотов России в Первой мировой войне, представленную в залах ЦВММ, в эти дни предваряет размещенная в атриуме ЦВММ передвижная выставка, посвященная 100-летию начала Первой мировой войны. Она рассказывает о действиях в период Великой войны Балтийского и Черноморского флотов, Флотилии Северного Ледовитого океана и Сибирской флотилии, а также речных и озерных флотилий.
Материалы выставки дают посетителям музея возможность узнать и многие другие интересные факты. Так, когда с вступлением в войну Турции на Кавказе образовался русско-турецкий флот, перед Черноморским флотом были поставлены две основные задачи: нарушение морских коммуникаций и содействие приморскому флангу войск на Кавказском фронте. Эти задачи выполнялись моряками вполне успешно, и к осени 1915 года действия кораблей на коммуникациях переросли в блокаду важнейшего для Турции района Эрегли – Зонгулдак, откуда доставлялся уголь в Константинополь. В ее ходе турецкое судоходство понесло значительный урон, поставив страну на грань топливного кризиса. Самое же интересное в том, что русскими моряками в этой ситуации руководствовало не только стремление выполнить боевую задачу, но и соревновательный дух. Захваченные в ходе морских рейдов призы ― пароходы и парусники приводились в Севастополь, их грузы реализовывались, а экипажи получали призовые премии.
Подобные уверенность в своих силах и высокий боевой дух были характерны и для моряков других флотов России, рассказ о которых продолжается в залах Центрального военно-морского музея, посвященных действиям в период Первой мировой войны Балтийского и Черноморского флотов, а также Флотилии Северного Ледовитого океана, местоположения которых являлись для России основными морскими театрами боевых действий. Представленная здесь экспозиция с прекрасно выполненными модели легендарных кораблей является скорее не иллюстрацией конкретных событий вековой давности, хронология которых хорошо известна (освежить ее в памяти, впрочем, помогут установленные в залах компьютерные «киоски» с интерактивными экранами), а свидетельством коренных перемен, происходивших сто лет назад в Российском флоте.
Первая мировая война показала, что Военно-Морской Флот России после тяжелейшего поражения в войне с Японией 1904—1905 годов (история которой также обширно представлена в залах ЦВММ) смог всего за десять лет восстановить свою мощь и успешно решать поставленные перед ним задачи на морских театрах Первой мировой войны. Это стало возможным благодаря хорошо налаженной системе управления морскими силами, высокому уровню военного искусства адмиралов и боевого мастерства офицеров и матросов, умелому применению новых видов вооружения. В Первую мировую войну, началось становление подводного и авианосного флота, совершенствовалось минное вооружение, были созданы противолодочная и противовоздушная оборона кораблей и их соединений, развивалось радио как средства управления и разведки. Так, на упомянутой выше передвижной выставке представлена модель гидросамолета-разведчика типа «М-9» конструкции Д. П. Григоровича. На одном из трехсот подобных аппаратов впервые в истории отечественного гидросамолетостроения были установлены 37-мм пушка и аппаратура радиосвязи.
Работы по созданию гидросамолетов начались еще в предвоенные годы. Русский авиаконструктор Д. П. Григорович в 1912-1913 годах создал несколько моделей гидросамолета типа «M», которые сразу же нашли практическое применение во флоте. Особенно удачным стал самолет «М-5», который в 1914 году приняли на вооружение флота как морского разведчика. Он оставался в составе гидроавиации до 1921 года. Позаботились русские инженеры и о специальных кораблях — носителях гидросамолетов. В 1913 году инженер Шишков спроектировал быстроходный авиатранспорт, который мог принимать до семи самолетов. С началом войны на Черноморском флоте было оборудовано пять таких авиатранспортов, каждый из которых нес семь гидросамолетов «М-5», которые нарушали коммуникации противника и наносили удары по его портам. Право, стоит сходить в музей, чтобы понять, что у сегодняшних ультрасовременных авианесущих крейсеров, модели которых представлены в залах ЦВММ, посвященных сегодняшнему дню ВМФ России, более чем вековая история.
Интересен и тот факт, что одно из своих мини-поражений с далеко идущими последствиями Германия потерпела уже в первые дни войны. Полагая, что с объявлением войны германский флот начнет вторжение в Финский залив, командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен в первый же день войны развернул главные силы БФ в районе центральной минно-артиллерийской позиции и приготовился к бою. Но время шло, и только в ночь на 13 августа отряд немецких кораблей под командованием адмирала Беринга попытался проникнуть в Финский залив, чтобы уничтожить русские дозорные корабли. В тумане крейсер «Магдебург» наскочил на риф у северной оконечности острова Оденсхольм (Осмуссаар). Миноносец «V-26» получил приказ снять крейсер с камней, но это ему не удалось. Тем временем по вызову Оденсхольмского сторожевого поста к острову подошли русские крейсера «Паллада» и «Богатырь». Немцы вынуждены были подорвать «Магдебург». При его обследовании русские водолазы подняли со дна выброшенную противником за борт трехфлажную сигнальную книгу германского флота со свинцовым грузом в переплете, а также извлекли из каюты командира крейсера шифровальную таблицу, при помощи которой немцы кодировали составленные по трехфлажной сигнальной книге радиограммы. Один экземпляр трехфлажной книги и копию шифровальной таблицы русское командование передало англичанам. В дальнейшем наличие этих документов в распоряжении русского и английского командования в значительной степени облегчило ведение радиоразведки на Балтийском и Северном театрах. Во многом это напоминает ситуацию времен Второй мировой войны, когда криптоаналитики антигитлеровской коалиции смогли расшифровать большое количество сообщений, зашифрованных с помощью шифровальной машины «Энигма». Но это уже разговор о других залах музея.
Пока же гости музея узнают о том, что минная угроза, созданная русскими на Балтике, оказалась настолько эффективной, что немцы, потеряв большое количество боевых кораблей и транспортных судов, в конце 1914 года надолго отказались от ведения морских боевых действий. Не менее успешно действовал и Черноморский флот, который после пополнения новыми линкорами сумел блокировать германо-турецкий флот в Босфоре и резко сократить морские перевозки противника. Действуя на приморских флангах, Черноморский флот оказывал существенную помощь армии артиллерийским огнем, поддерживал ее высадкой десантов, обеспечивал перевозки войск и техники.