29 июня 1667 года царь Алексей Михайлович издал Указ о начале строительства в селе Дединово Коломенского уезда кораблей по европейскому образцу для плавания из Астрахани на Каспийское море. Во исполнение этого Указа, 24 ноября 1667 года на Оке состоялась закладка первого военного корабля. Это был двухпалубный трехмачтовый пинос длиной 24,5 м, шириной 6,4 м, осадкой 1,5 м и водоизмещением около 250 т. Впервые в истории российского судостроения его строили в соответствии с последними достижениями мировой практики того времени. Строительство корабля велось под руководством полковника Буковена - голландца, приехавшего в Россию в 1647 году в чине капитана, а также дворянина Якова Полуехтова и подъячего Степана Петрова. Общий надзор за строительством осуществлял видный государственный деятель боярин А.Л. Ордин-Нащокин. 29 мая 1668 года корабль был спущен на воду. 4 апреля 1669 года царским Указом корабль был назван «Орлом» в честь государственного герба. Впервые русский корабль официально получил собственное имя. Вместе с построенными в Дединове другими судами «Орел» перешел в Астрахань, где встал на якорь 2 сентября 1669 года. Там через год он был захвачен и разграблен восставшими крестьянами, возглавляемыми Степаном Разиным. После этого «Орел» простоял много лет в бездействии в протоке реки Кутум близ одной из астраханских слобод и пришел в полную негодность к плаванию. |
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Город Санкт-Петербург