Лёгкие крейсера проекта 26 разрабатывались по оперативно-тактическому заданию, которое 15 апреля 1932 года было утверждено Начальником Морских сил РККА В. М. Орловым. Строились корабли на заводе № 189 имени С.Орджоникидзе (бывший Балтийский) в г. Ленинграде («Киров») и на заводе № 198 имени А.Марти (бывший «Наваль») в г. Николаеве («Ворошилов»).
Головной лёгкий крейсер «Киров» вошёл в строй Балтийского флота 26 сентября 1938 года. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 годов.
22 июня 1941 года находился на рейде Риги. Участвовал в обороне Таллина с 22 по 27 августа, произведя 36 стрельб по войскам противника. В ответ крейсер получил одно попадание немецкого крупного снаряда в корму, в результате, чего погибло 9 членов экипажа и 30 получили ранения. Принимал участие, как флагман, в эвакуации основных сил Балтийского флота под командованием вице-адмирала В. Ф. Трибуца из Таллина в Кронштадт в конце августа 1941 года. На корабле находились Военный совет КБФ, члены правительства Эстонии, ценности Госбанка и Краснознаменное знамя Балтийского флота.
В результате проводимых немцами операций в апреле - мае 1942 года крейсер получил 4 прямых бомбовых и одно артиллерийское попадание. 27 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР крейсер «Киров» был награжден орденом Красного Знамени.
17 октября 1945 года, недалеко от Кронштадта подорвался на оставшейся с войны донной магнитной мине. 22 февраля 1974 года крейсер исключён из состава Балтийского флота и передан для разделки на металлолом.