26 ноября 2020 года в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого начала работу персональная выставка «Художник Морского музея. Андрей Тронь», художника мастерской военных художников-маринистов ЦВММ, Заслуженного художника Российской Федерации Андрея Троня к 60-летию со дня рождения автора.
Андрей Анатольевич Тронь родился в 1960 году в Ленинграде. Первые книги, которые листал Андрей, были альбомы по искусству, собранные отцом – морским офицером, человеком разносторонне образованным. Он привил сыну любовь и интерес к истории и искусству. Мама, руководитель крупной библиотеки города, открыла будущему художнику волшебный мир книги.
В 1982 году Андрей Тронь закончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена. Уже в студенческие годы он показал себя способным графиком, увлеченным русской историей. Желание быть «среди старины» привело Андрея Троня в Центральный военно-морской музей. Начав службу в музее в 1984 году художником-оформителем, в 1990 году он становится главным художником, а в 2000 году — членом студии художников-маринистов при музее. Активная работа по созданию выставок, каталогов, обновлению экспозиции, требующая изучения фондов, позволила глубоко погрузиться в морскую историю, узнать и полюбить творчество русских маринистов.
Продолжая традиции маринистов прошлого, А. Тронь совершил два дальних похода на боевых кораблях.
В соавторстве с коллегами им были созданы и проиллюстрированы альбомы по истории отечественного флота: «Балтийский флот. Три века на службе Отечеству», «Война на море. 1904-1905», «Цусима – хроника-реквием», «Корабль. Четыре времени года», «Морской музей России», «Аврора». Корабль, памятник, музей».
В 1993 году художник разработал эмблему Центрального военно-морского музея. В эти же годы он принимает участие в работе Геральдической группы ВМФ, в рамках которой разработал для частей, кораблей, учебных заведений Военно-Морского Флота эскизы знамен, гербов, эмблем и нагрудных знаков, а также памятных наградных медалей.
Главным жанром творчества Андрея Троня стала историческая реконструкция. Однако художник далек от сухой чертежной манеры. Для него важно поместить реконструированный объект в достоверную историческую среду, сделать его частью живого реалистического пейзажа. Художник работает преимущественно в графической технике акварели, гуаши, темперы, продолжая традиции европейской акварельной школы XIX века. Его работы не только изящны, но и предельно точны в изображении кораблей. Это позволяет художнику выполнять по заказам музеев работы на исторические темы. А. Тронь является также автором публикаций и иллюстратором книг, посвященных истории морской униформы: «Русский морской мундир 1696-1917», публикации в журналах «Старый Цейхгауз», «Цитадель», «Военно-исторический журнал».
Книжная иллюстрация – важная часть творчества художника. Им выполнены рисунки для детских книг «Как родился Петербург», «Три века Российского флота», «Петр I»; для альбомов «Морские битвы России», «Флот России», «Морские храмы Петербурга», «Кронштадт. В произведениях искусства и фотодокументах», «Летопись Российского флота в знаках и жетонах»; периодических изданий — «Морской альманах», «Цитадель», «Морской сборник». Андрей Тронь — широко цитируемый морской художник, его работы помещены на страницах многочисленных справочников, словарей, монографий по истории флота. Как музейный работник и дизайнер А. Тронь принимал участие в создании художественной концепции Морской резиденции Президента России в Стрельне.
История Петербурга — еще одна большая тема в работе художника. Он соавтор и иллюстратор книги «Рождение Петербурга», автор реконструкции панорам невских берегов петровского времени.
В 2004 году Указом Президента России В. В. Путина А. А. Троню было присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
В 2007 году вышла книга о художнике «Волны. Мачты. Облака» с очерком о его творчестве, написанным главным научным сотрудником Русского музея, профессором, доктором искусствоведения М. Ю. Германом.
Вот уже 36 лет Андрей Тронь служит делу отечественной морской истории в стенах Центрального военно-морского музея. Более двух сотен его графических работ, повествующих о битвах, походах и моряках Российского флота, пополнили за эти годы собрание музея. В их числе серии работ: «К 100-летию подводных сил России», «300 лет морской пехоте России», «Из истории Охтинской верфи», «Форма одежды моряков Российского флота», «Корабли русских экспедиций и исследований», «Цусимское сражение». Они востребованы на многочисленных выставках, служат иллюстрациями для книг и периодических изданий, посвященных морской теме.
Работы художника находятся в Центральном военно-морском музее имени императора Петра Великого, Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи, Государственом мемориальном музее А. В. Суворова, Литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского, Музее военного костюма, Царскосельской янтарной мастерской, Музее семьи Бенуа в Петергофе, Музее Мирового океана в Калининграде, Интернациональном морском музее Гамбурга, Музее Екатерины II в Цербсте, Музее военной истории и оружия в Копенгагене, собрании герцога Эдинбургского, на борту парусника-музея «Rickmer Rickmers» в Гамбурге, на борту исторической яхты «Sea Cloud» и в морских частных коллекциях разных стран.