В 2023 г. исполняется 100 лет ЭПРОНу — Экспедиции подводных работ особого назначения. Экспедиция была учреждена при Особом отделе Государственного политического управления в марте 1923 г. Первоначально перед ЭПРОНом была поставлена задача по поиску английского корабля «Принц», затонувшего 2 (14) ноября 1854 г. во время Крымской войны под Балаклавой, однако очень скоро круг задач экспедиции расширился.
С момента образования экспедиции ее основной деятельностью являлся судоподъем. В значительной степени ЭПРОНом производился подъем кораблей и судов, затонувших в период Первой мировой и Гражданской войн. С начала 1930-х гг. экспедиция стала единственной в стране организацией, которая выполняла не только судоподъемные, но аварийно-спасательные и подводно-технические работы, обеспечивала прокладку подводных трубопроводов и другие виды подводных работ. Экспедиция стала организацией всесоюзного масштаба: судоподъемные работы производились в бассейнах Черного, Азовского, Каспийского, Белого и Балтийского морей, а также на реках и озерах.
С 1934 г. объем судоподъема сократился в пользу спасательных и подводно-технических работ, обеспечения проводки судов по Северному морскому пути и внутренним водным путям.
В 1925 г. в структуре экспедиции были созданы водолазные курсы в Балаклаве. В начале марта 1929 г. курсы были объединены с Водолазной школой Морского ведомства. В 1932 г. Водолазную школу ЭПРОНа реорганизовали в Военизированный морской водолазный техникум.
За заслуги перед государством экспедиция была награждена орденом Трудового Красного Знамени (1929).
К началу Великой Отечественной войны экспедиция насчитывала до 3200 человек и имела 28 спасательных судов и буксиров, а также понтонный парк из 200 стальных судоподъемных понтонов. В первый день войны совместным приказом народных комиссаров ВМФ и морского флота ЭПРОН был включен в состав Военно-Морского Флота и просуществовал в этом качестве до 2 июня 1942 года, после чего экспедиция была переименована в Аварийно-спасательную и судо-подъемную службу ВМФ.
Экспедиция подводных работ особого назначения оставила яркий след в истории отечественного судоподъема. Почти за двадцать лет своего существования экспедицией были подняты 450 кораблей и транспортных судов общим водоизмещением 210 000 т, многие из которых были восстановлены. Весной 1942 г. эпроновцы проложили по дну Ладожского озера бензопровод для снабжения топливом блокадного Ленинграда.
Выставка, подготовленная Центральным военно-морским музеем имени императора Петра Великого, расскажет о деятельности экспедиции, о людях, работавших в ней. Специально для выставки в мастерской военных художников-маринистов ЦВММ А.А. Алешиным было создано живописное полотно «Подъем ЭПРОНом башни линкора «Свободная Россия», а творческая мастерская «Невский баталист» (руководитель — Д.А. Поштаренко) изготовила многофигурную композицию «Одевание водо-лаза на палубе бота», представленную в центре зала (макет водолазного бота изготовлен в музее Н.Б. Балагуровым и М.С. Матвеевым). На выставке представлены модели кораблей (в частности, модель спасательного судна «Коммуна» — старейшего судна в составе отечественного ВМФ), водолазное снаряжение, фотографии и подлинные документы. Славные страницы, вписанные Экспедицией подводных работ особого назначения в отечественную историю, достойны всестороннего изучения и широкой популяризации.