• Вопрос-ответ
  • Телефоны и e-mail
!
Русский English Chinese
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Сайт празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
  • Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 5
  • Музей открыт с 10:00 до 18:00. Касса работает до 17:15
Ассоциация военно-морских музеев
Ассоциация военно-морских музеев
Купить билет
Ассоциация военно-морских музеев
Ассоциация военно-морских музеев
  • Новости
    • Новости
    • Подписка на новости
    • Знаменательные даты
    • Архив новостей
    • Анонсы
  • Музей
    • Музей
    • История музея
    • Госкаталог
    • Документы
    • Музейные отделы
    • Мастерские
    • Научно-практическая деятельность ЦВММ
    • Издательская деятельность
    • Предоставление изображений (электронных копий) музейных предметов
    • Собирательская деятельность музея
    • Годовой отчет
    • Музыкальный салон
  • Филиалы
    • Филиалы
    • Филиал музея на крейсере «Аврора»
    • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
    • Музей «Дорога жизни»
    • Кронштадтская крепость
    • Музей Балтийского флота
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • Музей Черноморского флота в г. Севастополь
  • Экспозиция
    • Экспозиция
    • Великая Отечественная война 1941-1945 годов в экспозиции ЦВММ
    • Выставки
    • Передвижные выставки
  • Коллекции
    • Коллекции
    • Корабельный фонд
    • Оружейный фонд
    • Фонд изобразительного искусства
    • Знаменный фонд
    • Фонд проектов кораблей (чертежный)
    • Специальный фонд
    • Рукописно-документальный фонд
    • Фотонегативный фонд
    • Глоссарий
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • Купить билет ONLINE
    • Цены на билеты в музей
    • Правила продажи билетов
    • Правила поведения в музее
    • Посещение фондов музея
    • ЭКСКУРСИИ
    • Для детей и подростков от 6 до 12 лет
    • Пушкинская карта
    • Доступная среда
    • Дополнительные услуги
    • Вопрос-ответ
    • Оценка качества услуг
    • Поддержка музейных проектов
  • Контакты
  • Новости
    • Подписка на новости
    • Знаменательные даты
    • Архив новостей
    • Анонсы
  • Музей
    • История музея
    • Госкаталог
    • Документы
    • Музейные отделы
    • Мастерские
    • Научно-практическая деятельность ЦВММ
    • Издательская деятельность
    • Предоставление изображений (электронных копий) музейных предметов
    • Собирательская деятельность музея
    • Годовой отчет
    • Музыкальный салон
  • Филиалы
    • Филиал музея на крейсере «Аврора»
    • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
    • Музей «Дорога жизни»
    • Кронштадтская крепость
    • Музей Балтийского флота
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • Музей Черноморского флота в г. Севастополь
  • Экспозиция
    • Великая Отечественная война 1941-1945 годов в экспозиции ЦВММ
    • Выставки
    • Передвижные выставки
  • Коллекции
    • Корабельный фонд
    • Оружейный фонд
    • Фонд изобразительного искусства
    • Знаменный фонд
    • Фонд проектов кораблей (чертежный)
    • Специальный фонд
    • Рукописно-документальный фонд
    • Фотонегативный фонд
    • Глоссарий
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • Купить билет ONLINE
    • Цены на билеты в музей
    • Правила продажи билетов
    • Правила поведения в музее
    • Посещение фондов музея
    • ЭКСКУРСИИ
    • Для детей и подростков от 6 до 12 лет
    • Пушкинская карта
    • Доступная среда
    • Дополнительные услуги
    • Вопрос-ответ
    • Оценка качества услуг
    • Поддержка музейных проектов
  • Контакты

Устройство корабля

  • Главная
  • Филиалы
  • Филиал музея на крейсере «Аврора»
  • Устройство корабля

Тактико-технические элементы корабля в настоящее время:
Наибольшая длина 126,8 м,
Ширина 16,7 м,
Осадка 5,6 м.
Водоизмещение 5760 т.
Вооружение:
152-мм орудий системы Канэ — 14,
76-мм орудий системы Лендера — 2,
салютных пушек  21, калибра 45 мм — 2.

Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах.

Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над ее скосами, идет платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях ее горизонтальные участки. Еще две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.

Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы. Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.

Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм, во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм, палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм, а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм дубовые доски.

Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм стальных листов.

Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах. Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов. Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм орудиям и беседки с патронами к 75-мм орудиям при помощи лебедок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнем изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».

Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и  паровых катеров корабля.

Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз (35,6 км/ч). Движителями являлись три трехлопастные бронзовые винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.

Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии замененные на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трех котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м, рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м и высотой от уровня колосниковых решеток 27,4 м.

Корабельные цистерны вмещали 332 т пресной воды для котлов и 135 т для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т воды в сутки.

Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т, полный — 972 т, которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.

Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищенным поверх тонколистовой медью.

Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т, но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблем отечественного флота, оснащенным якорями этой системы.

В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18-ти и 16-ти весельному баркасу, по одному 14-ти и 12-ти весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.

На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.

Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.

Поиск на сайте

Устройство корабля

  • НОВОСТИ ФИЛИАЛА
  • ЭКСПОЗИЦИЯ
  • СХЕМА ЭКСПОЗИЦИИ
  • ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ФИЛИАЛА
  • УСТРОЙСТВО КОРАБЛЯ
  • ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ
  • БОЕВОЙ ПУТЬ

ФИЛИАЛЫ МУЗЕЯ

КРОНШТАДТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Город Кронштадт
«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Д-2 “НАРОДОВОЛЕЦ”»
Город Санкт-Петербург
МУЗЕЙ «ДОРОГА ЖИЗНИ»
Ленинградская область, пос. Ст.Ладожское озеро
МУЗЕЙ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
Калининградская область, город Балтийск
КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ»
Краснодарский край, город Новороссийск
МУЗЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Город Севастополь

Виртуальная экскурсия

Крейсер «Аврора»
В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля.
Подпишись на рассылку событий музея

Посетить музей

ФГБУ «ЦВММ»
Продажа билетов доступна в кассах цвмм и его филиалов в обычном порядке. Билеты продаются для одиночных посетителей и для групп до 6 человек. (в составе членов семьи или друзей, или экскурсионных команд).
Купить билет  

Рубрики

  • Новости ФГБУ «ЦВММ»
  • О музее ФГБУ «ЦВММ»
  • Экспозиция ФГБУ «ЦВММ»
  • Выставки ФГБУ «ЦВММ»
  • Филиалы ФГБУ «ЦВММ»
  • Издания ФГБУ «ЦВММ»
  • Услуги ФГБУ «ЦВММ»

Контакты

  • Санкт-Петербург,
    ул. Большая Морская, д.69A
    пл. Труда, д.5
  • (812) 303-85-13
  • navalmuseum_dm@mil.ru

Экспозиция

Зал 1 (нижний уровень)
Зал 1 (верхний уровень)
Зал 2
Зал 3
Зал 4
Зал 5
Зал 6
Зал 7
Зал 8
Зал 9
Зал 10
Зал 11
Все залы экспозиции  
© 2025 ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России
Без возрастных ограничений Яндекс.Метрика