2 сентября Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого отмечает знаменательный праздник – 30 лет со дня открытия филиала ЦВММ „Подводная лодка Д-2 «Народоволец»‟.
На сегодняшний день в Российской Федерации уже практически одиннадцать музеев, в которых экспонатами являются подводные лодки, при этом именно «Народоволец» занимает особое место, так как сам экспонат – подводная лодка 1-й серии (или серии Д) в этом году отпразднует 97-ю годовщину со дня начала постройки и 93 годовщину вступления в состав Морских Сил Балтийского моря, то есть со дня подъема Военно-морского флага.
Долгая история досталась этой подводной лодке в ходе обращений к руководству ВМФ и страны по принятию решения сохранить ее в качестве музея и сам факт того, что в лихие 90-е создание музея было завершено, ставит наш филиал на особое место.
Говоря об исторической значимости серии подводных лодок, которую представляет наш филиал, необходимо отметить несколько важных событий.
Подводные лодки серии Д постройки Балтийского судостроительного завода стали совместно с группой надводных кораблей костяком Северной военной флотилии, впоследствии Северного флота, так что нашу подводную лодку можно смело называть «бабушкой» нашего современного КСФ.
Именно в ходе создания и строительства этих подводных лодок впервые появилась досконально и научно разработанная теория погружения/всплытия с точки зрения физических процессов. Нельзя забыть и тот факт, что именно эти подводные лодки явились первопроходцами при освоении мореплавания, в том числе подледного, в условиях северных морей, первые вышли в Северо-Западную Атлантику, первые дошли до Карского моря и швартовались к берегам Новой Земли.
Многие известные командиры подводных лодок, добившиеся победных результатов во время Великой Отечественной войны, свои первичные офицерские должности, а значит, свой первый боевой подводный морской опыт получили именно во время службы на этих лодках.
Боевые походы в годы войны уже, к сожалению, четырех подводных лодок внесли свой вклад и в нарушение морских перевозок немцев, и, наоборот, в снабжение окруженного гарнизона ВМБ Севастополь. Подводная лодка «Д-3» Северного флота стала Гвардейской и Краснознаменной, но, как и «Д-4» Черноморского флота, погибла с экипажем в борьбе за Победу. Подводная лодка «Д-6» была взорвана в Севастополе при оставлении города.
Послевоенная служба подводных лодок «Д-2» и «Д-5» была насыщенной, так в 1953 году на «Д-2» была испытана при 60-суточном лежании на грунте вблизи Кронштадта новая система вентиляции и обеспечения воздухом для использования на атомных подводных лодках, а подводная лодка «Д-5» использовалась в качестве опытовой для различных научных испытаний.
Наш филиал не стоит на месте, экспозиция расширена до освещения различных исторических событий всего подводного флота нашей страны, сотрудники филиала рады всем посетителям, которые проявляют интерес к истории подводного флота страны, ведь именно знание истории дает возможность правильно выбирать путь в будущее.