Советская судостроительная промышленность в начале 50-х годов прошлого столетия построила и сдала ВМФ СССР 14 легких артиллерийских крейсеров проекта 68бис. 12-й крейсер из этой серии получил имя великого русского полководца, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года Михаила Илларионовича Кутузова.
Крейсер «Михаил Кутузов» был заложен в феврале 1951 года на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве и построен в январе 1954 года. После государственных испытаний 9 августа 1954 года на корабле был поднят Военно-морской флаг СССР. Этот день является годовым праздником корабля.
После сдачи обязательных курсовых задач корабль был введен в состав Черноморского флота в январе 1955 года. Зоной его ответственности стали Средиземное и Черное моря, а также Центральная Атлантика, где «Михаил Кутузов» нес службу вплоть до вывода из боевого состава в 1988 году. К этому моменту корабль прошел 211 900 миль.
Многие послевоенные корабли проекта 68бис получили возможность проявить себя на мирном поприще. Так, крейсер «Михаил Кутузов» сделал себе «политическую карьеру» и стал местом встреч на самом высоком уровне. Его гостями в разные годы были президент Индонезии Сукарно, глава Египта Абдель Насер, король Эфиопии Хайле Селассие I, шах Ирана с супругой и другие сильные мира сего.
Официально «Михаил Кутузов» участвовал в двух вооруженных конфликтах в ходе арабо-израильской войны в 1967 и 1973 годах. Он находился в порту Александрия в качестве запасного командного пункта главного военного советника СССР в Египте. Прямого участия в боевых действиях крейсер не принимал, но сам факт его присутствия в Александрии был гарантом мира. Нападение на корабль «Михаил Кутузов» было бы равнозначным нападению непосредственно на СССР. Отчасти именно поэтому налета на александрийский порт удалось избежать.
За свою карьеру «корабль-политик» совершил 15 дальних походов, но самый запоминающийся из них состоялся в июне 1957 года, когда крейсер был направлен на празднование 40-летия Октябрьской революции в Ленинград.
Отряд кораблей Черноморского флота в составе крейсера «Михаил Кутузов», эсминца «Безукоризненный» и двух сторожевых кораблей, пройдя Черное и Средиземное моря, вышел в Атлантический океан, обогнул Европу и под флагом командующего эскадрой Черноморского флота, контр-адмирала Чалого Василия Филипповича совершил переход по маршруту Севастополь — Таллин — Ленинград. По прибытии в Ленинград корабли стали на бочки перед мостом Лейтенанта Шмидта.
Моряки-черноморцы, флагманским кораблем которых был крейсер «Михаил Кутузов», приготовились почтить память фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова и возложить цветы на его могилу в Казанском соборе. Для ленинградцев это было потрясающее событие. Морской десант, около 600 человек, сошел на берег с черноморских кораблей. Офицеры и матросы оделись по форме — во все белое с ног до головы. Эта форма для моряков Северного и Балтийского флотов была непривычной, да и ленинградцы привыкли к черной морской форме. Моряки развернули Военно-морской флаг СССР. Корабельный оркестр грянул марш, и моряки, чеканя шаг, направились на Невский проспект к Казанскому собору. Толпы любопытных обступили моряков. Командир крейсера, капитан 2 ранга Григорий Емельянович Голота приветствовал ленинградцев: «Мы — моряки советского Черноморского флота прибыли к вам из Севастополя на празднование Дня Военно-Морского Флота!» «Ура! Это наши севастопольцы!» — отвечали люди. Все аплодировали, часто слышалось: «Молодцы!» Под звуки Гимна Советского Союза моряки возложили венок на могилу фельдмаршала М.И. Кутузова. Затем, под гордую музыку «Варяга», черноморцы направились в обратный путь. Все движение на Невском проспекте было остановлено. Тысячи людей приветствовали моряков. У многих, кто пережил ленинградскую блокаду, на глазах были слезы. Каждый испытывал гордость за наш славный Военно-Морской Флот. Патриотический подъем в Ленинграде в эти дни был чрезвычайно высок.
Послевоенная программа строительства кораблей ВМФ СССР предусматривала постройку более 20 крейсеров проекта 68бис, но 6 кораблей («Щербаков», «Адмирал Корнилов», «Кронштадт», «Варяг», «Архангельск», «Владивосток») не были достроены. Крейсера проекта 68бис родились в эпоху научно-технической революции и стремительного развития ракетно-артиллерийского вооружения. Великолепные боевые и эксплуатационные качества этих крейсеров были подтверждены на всех флотах, в ходе многочисленных походов и учений.