Ходовая рубка крейсера — пост управления кораблем и его «мозг». В походе в ней находятся командир или старший помощник, а также рулевой, вахтенный офицер и другие лица в соответствии с ходовым расписанием. Вахтенный офицер, вахтенный штурман и другие офицеры принимали информацию от корабельных приборов и докладывали командиру текущую обстановку. Командир принимал доклады от должностных лиц и отдавал приказы на управление кораблем.
Помещение оборудовано необходимыми приборами и устройствами: машинным и рулевым телеграфами, гирокомпасом, комбинированным индикатором кругового обзора, на который можно вывести информацию от радиолокационных станций, и др.
При выходе в море, а, как правило, крейсер выходил в море не один, в составе отряда боевых кораблей он был флагманом (кораблем управления) и из рубки оперативного дежурного производилось управление всеми кораблями, вышедшими вместе с крейсером в море.
В ходе модернизаций на крейсере под ходовым мостиком был оборудован БИП (боевой информационный пост), куда стекалась вся информация о воздушной, надводной и подводной обстановке, навигационной безопасности, а также о запасах корабля: боекомплекта, топлива, продовольствия, воды котельной и питьевой, о работе механизмов и агрегатов.
Штурманская и боевая рубки
В носовой надстройке расположены штурманская рубка и командный пост связи, а также боевые посты артиллерийской боевой части, боевой части связи и радиотехнической службы. В случае начала боевых действий управление кораблем с ходового мостика переходило в боевую рубку, которая находилась в носовой цитадели за ходовым мостиком. Рубка была бронированной.
В штурманской рубке осуществлялся контроль курса, скорости и элементов движения корабля и окружающих целей. Штурман прокладывал маршрут на специальном планшете с картой.
Для совместного приема пищи и для проведения собраний, совещаний, торжественных мероприятий использовали кают-компанию. На крейсере их было две: офицерская и мичманская. Все члены кают-компании обращались друг к другу по имени-отчеству, без воинских званий. Можно было курить без разрешения командира корабля, но только в строго отведенное время: с 18:00 до 22:00. В годы службы крейсера доступ сюда был только у 72 офицеров и у 4-5 вестовых, подающих пищу.
Традиции кают-компанейства переняли у английского парусного флота. На прием пищи офицеры приходили в установленной повседневной форме одежды. Воскресные обеды происходили в парадной форме. У каждого офицера было свое, закрепленное за ним место. Занять чужое место считалось дурным тоном.
Было негласное правило: приходить в кают-компанию позже старшего помощника также считалось недопустимым.
На столы стелили чуть влажные скатерти, чтобы посуда не двигалась во время качки. Ели из корабельных сервизов: парадных или повседневных.
Еду подавали из специального буфета.
Каюта и спальня флагмана
Силами персонала крейсера был отремонтирован, оборудован и открыт для посетителей флагманский отсек корабля. Посетители знакомятся с бытом высшего офицерского состава, осматривая каюту, спальню и салон флагмана. В экспозиции представлены также документы ВМФ открытого доступа. В каюте флагмана размещали самых высокопоставленных лиц на борту. Обычно такими гостями были старшие начальники: командир бригады крейсеров или командующий флотом. Несмотря на высокий ранг гостей, каюта флагмана не обладает бронированием — она обшита обычной сталью толщиной 10 мм, а вот бронирование буфета (для сравнения) составляло 130 мм.
В каюте флагмана можно увидеть экспозицию, рассказывающую о Главнокомандующем ВМФ СССР Адмирале Флота Советского Союза С.П Горшкове.
Салон офицерского состава предназначался для отдыха командиров, культурного досуга, музицирования, осуществления мероприятий, празднования юбилеев, проведения собраний. В помещении находятся шахматный стол, пианино, кожаные диваны, большие столы, полки с книгами.
По сравнению с каютой флагмана офицеры на корабле жили достаточно скромно.
Как правило, в каютах размещались по одному или по два человека. В каюте находились спальное место (обычно с пробковыми матрасами), рабочий стол, диван для приема посетителей. Офицер в каюте помимо отдыха принимал подчиненных. Отделка каюты офицера не отличалась изысканностью, но была очень функциональна, так как в ней офицер проводил все свое внеслужебное время.
Для проживания личного состава на корабле было предусмотрено 38 кубриков разной вместимости — от 20 до 80 человек. Размещение коек в кубрике было в три яруса. Кубрики располагались на первой и второй непрерывных палубах. Кубрик на фото можно назвать элитным: он рассчитан на 27 матросов и оснащен иллюминаторами, чем не могли похвастаться аналогичные помещения на одну-две палубы ниже. Рундук также застилался матрасом и использовался в качестве койки. Правда, это место на флоте считалось наименее престижным — на нем располагались в основном новобранцы.
Раз в день, с 7:30 до 8:00, на корабле давалась команда набрать пресной воды. Кто не успел, оставался без чая на весь день. Отпуска полагались только офицерам и мичманам. Матросам срочной службы такая привилегия давалась только за определенные заслуги, так что многие за все три года могли ни разу не съездить на отдых — только служба.
Медицинский блок имел свою операционную, постоперационную, лазарет на 24 человека, аптеку, рентгеновский кабинет, изолятор на 6 человек и кабинеты врачей.
На корабле вели прием три доктора: терапевт, хирург и стоматолог. Несложные операции, вроде удаления аппендицита, хирург проводил прямо на корабле. А вот потребности в сложных операциях не возникало никогда — крейсер «Михаил Кутузов» знаменит также тем, что здесь ни разу за всю его историю не было происшествий с летальным исходом.
Для приготовления пищи было предусмотрено два камбуза (кухни). Питались офицеры, мичманы и матросы четыре раза в день: завтрак, обед, ужин и вечерний чай. Меню для всего личного состава было одинаковым: суп, пюре, котлета, компот. Офицеры имели дополнительный паек к каждому приему пищи: колбаса, сыр, печенье, повидло. Отдельно принимал пищу лишь командир корабля.
На камбузах одновременно были заняты 50 коков.
На кораблях послевоенной постройки вплоть до 60-х годов столовых предусмотрено не было — моряки питались прямо в кубриках по бачковой системе. На подразделение в 6-8 человек назначался так называемый бачковой, который по команде шел на камбузную палубу и получал бачок под первое и второе, а также чайник. Все это приносилось в кубрик, где за установленными в проходах раскладными столами («баками») матросы принимали пищу.