В 2016 год.
На территории филиала «Дорога жизни» проведена работа восстановлению экспоната «Автобус АТУЛ-АЛ 2». История
АТУЛ-АЛ2 — советский городской автобус, который выпускался ремонтным заводом авторемонтного управления Ленсовета (АТУЛ). Специально для него, удлинив раму от ЗИС-5, и добавив третью не ведущую ось, был разработан обтекаемый оригинальный по тем временам кузов, который представлял собой деревянный каркас обшитый листовой сталью.
АЛ-2 ходили по улицам Ленинграда и были гордостью города. В годы Великой Отечественной войны автобусы работали на Дороге жизни, вывозя детей из блокадного Ленинграда.
Общие данные
Производитель и сборка - АТУЛ (ремонтный завод авторемонтного управления Ленсовета (АТУЛ)
Годы производства-1936—1946
Тип кузова - несущий, вагонной компоновки
Колёсная формула - 6×2
Двигатель:
Тип - четырехтактный, карбюраторный. Число цилиндров - 6
Производитель - АТУЛ
Максимальная мощность - 73 л.с.
Динамические характеристики:
Максимальная скорость - 60 км/час
Расход топлива - 18 л/100 км
Объём бака - 40 л
Трансмиссия - Механическая трёхступенчатая
Габариты:
Длина5800 мм
Ширина2400 мм
Высота2700 мм
Масса5000 кг без нагрузки
Количество мест: общее - 29, для сидения - 21
В экспозицию филиала «Дорога жизни» автобус попал в 1971 году. Однако за 40 лет экспонат, располагавшийся под открытым небом, потерял былой бравый вид. Краска стерлась, механизмы проржавели, истлела обшивка, сгнила часть деревянного внутреннего убранства. Работа по восстановлению предстояла большая. Поэтому работы разбили на несколько этапов.
Работы первого этапа (подготовительные работы и закупка необходимых материалов)
1. Подготовительные работы, разборка конструкций: разборка экспоната на составные конструктивные части (кабина, корпус салона, двери, шасси, рама, двигатель, трансмиссия); снятие металлической обшивки с корпуса автобуса; снятие внутренней обшивки корпуса автобуса; демонтаж пассажирских сидений и вскрытия пола автобуса; дефектовка экспоната; удаление ржавчины и старого покрасочного покрытия.
2. Разработка рабочей конструкторской документации и чертежей деревянного несущего корпуса по сохранившимся элементам.
3. Приобретение комплектующих элементов по световой технике и электрическому оборудованию автобуса: стартер; электрический сигнал; генератор; реле регулятор; катушка зажигания; задний фонарь с сигналом «Стоп» (тип 2503 С8); прерыватель-распределитель; фара в сборе (2 шт.) (тип 1113 С4); свечи; светильник салонный (6 шт.); электропровода; высоковольтные провода.
4. Приобретение комплектующих для кабины водителя и передней части салона: уплотнители стекол; оформление заказа на изготовление лобовых стекол и стекол пассажирского салона; стеклоочиститель в сборе с приводом (тип 2618 С1); направляющие подъемного стекла; стеклоподъемник.
5. Укомплектование рабочего места водителя, приобретение: корпус щитка приборов; амперметр (тип 20-0-20); манометр масла (тип С12); плафон освещения (тип 7307 с14); щиток-переключатель 9завод АТЭ (тип ВА 5706 с16); спидометр (тип 2506 С16); выключатель (тип С23); тяги дроссельных заслонок.
6. Комплектующие для пассажирского салона: закупка материалов для изготовления каркасов пассажирских сидений; закупка материалов для изготовления мягких сидений и спинок; приобретение напольного покрытия.
7. Приобретение или изготовление внутреннего оборудования кабины: рычаг ручного тормоза; рычаг переключения передач; педаль сцепления; педаль тормоза; педаль газа; включатель стартера;
8. Укомплектование двигателя навесным оборудованием: карбюратор в сборе; бензонасос в сборе с ремнем привода; водяной насос; масляный фильтр в сборе; воздушный фильтр в сборе; тяги привода к карбюратору; фильтр вентиляции картера; вентилятор охлаждения; патрубки радиатора и маслопровод.
9. Приобретение автошин марки 220-508 с камерами 10 шт.
Работы 2-го этапа
(частичное изготовление корпуса автобуса, реставрация, сборка)
1. Реставрационные работы по кабине, салону и раме: ремонт двери водителя; изготовление по шаблонам внутренней обшивки салона; восстановление несущего каркаса пола кабины; реставрация передней пассажирской двери; реставрация рамок лобового остекления; антикоррозийные работы по раме; покраска рамы; восстановление имеющихся замков и ручек дверей; установка стекол передней рамки;
2. Восстановление и установка щитка приборов, рулевой колонки, работы по воссозданию исторического облика кабины.
3. Восстановление пола кабины водителя.
4. Изготовление и установка кузовной арматуры (петли дверей, стеклоподъемник, механизм поднимания переднего стекла, обшивка подножек).
5. Сварочно-восстановительные работы (дверь, крыша, подножки, капот двигателя, рама несущая, рессора задняя правая, задняя часть кузова).
6. Изготовление деревянных комплектующих кузова (по шаблонам).
7. Ремонт и реставрация пола пассажирского салона корпуса.
8. Изготовление и установка продольных и поперечных несущих лонжеронов корпуса.
9. Реставрация оконных рам и дверных проемов.
10. Реставрация пассажирских дверей.
11. Реставрация оригинальных стоек салона.
12. Демонтаж неподлежащих реставрации деревянных деталей кузова и замена их на новые.
13. Антикоррозийная обработка металлической обшивки, кузова, моторного отсека и оперения.
14. Изготовление и реставрация крыльев, передней облицовки радиатора, капота, подножек, фар.
15. Восстановление электрооборудования.
16. Работы по восстановлению и консервации ходовой части: переборка и консервация карданного вала, рулевых тяг и рессор; консервация коробки передач и задних мостов; установка полуосей мостов; антикорозийная обработка и покраска ходовой части.
17. Подготовка к консервации и консервация двигателя.
18. Обшивка корпуса листовой сталью снаружи.
19. Обшивка корпуса фанерой изнутри.
20. Изготовление замков капота.
21. Реставрационные работы по восстановлению колес и дисков (или демонтаж и замена на новые, для неподлежащих реставрации).
22. Реставрация передней части моторного отсека.
23. Изготовление деталей крепления переднего бампера.
24. Реставрация и установка комплектующих рамы.
25. Реставрация и установка бампера.
26. Реставрация и установка радиатора.
27. Общая подготовка и окраска корпуса автобуса снаружи и внутри. (Цвет и степень окраски - по решению реставрационного совета ЦВММ).
Сегодня восстановленный автобус располагается в крытом помещении - павильоне для крупногабаритных экспонатов. Красавец автобус, на котором спасена жизнь сотен ленинградцев, один из самых ярких экспонатов филиала "Дорога жизни"