Год 2018-2019
Историческая справка
Рама для портрета Петра I кисти Л. Каравака из собрания Центрального военно-морского музея была создана в середине XVIII века, в царствование Елизаветы Петровны. Это великолепное произведение декоративно-прикладного искусства работы русских мастеров. К сожалению, их имена неизвестны, поскольку русские резчики елизаветинской эпохи не имели обыкновения ставить подпись на своих работах. Также неизвестно, кто из художников или архитекторов того времени выполнил предварительный рисунок рамы.
Орнаментальное убранство рамы свидетельствует о том, что она была предназначена для административного учреждения. Декор рамы, с одной стороны, был вдохновлен европейскими, в частности, английскими образцами. С другой стороны – он восходит к украшениям триумфальных арок петровского времени, которые можно увидеть на гравюрах Алексея Зубова.
При Петре I традиция отмечать победы русского оружия сооружением триумфальных арок, идущая из Древнего Рима, получила широкое распространение. Многоярусные триумфальные арки украшались росписями с изображением батальных сцен, различными фигурами, гирляндами, часто – барочными картушами, скульптурными изображениями трофеев и двуглавого орла с короной, скипетром и державой.
Несмотря на то, что отдельные детали декора рамы к портрету Петра I – фигуры орлов и корона российской империи – в советский период были утрачены, мы имеем представление о ее первоначальном виде на основании фотографии 1905 года.
В верхней части рамы расположена пышная резная композиция с характерным для середины XVIII века ассиметричным картушем в центре. На картуше – вензель Петра Великого. Над ним – большая императорская корона, по бокам – резные изображения пушек, знамен, других трофеев, напоминающие о победах русского флота. Слева и справа композицию завершают динамичные скульптурные фигуры орлов с распростертыми крыльями. Каждый из них держит лавровый венок – символ победы.
Вертикальные листели рамы украшают (посередине и в нижней части) четыре парные скульптурные ассиметричные композиции в виде трофеев – доспехов с маскаронами, шлемов с перьями, барабанов, флагов, знамен, орудий. Наконец, в центре нижнего листеля находится геральдическая фигура двуглавого орла с короной, державой и скипетром.
По всему периметру рамы идет рокайльный орнамент – «языки пламени» с характерными для елизаветинского времени цировками, создающими дополнительную светотеневую игру на золоченой резной поверхности. Вместе с тем, в дизайне рамы присутствует необычный для обрамлений середины XVIII века элемент – внешняя часть листелей оформлена в виде фасций (ликторских пучков), которые подчеркивают конструктивную форму рамы и в нижних углах переходят в своеобразные опоры в форме волют. Однако автор рисунка все же смягчил силуэт рамы – в верхних углах фасции переходят в рокайльные С-образные завитки.
Мастерство, с которым выполнен скульптурный орнамент, проработаны детали, переданы различные фактуры (гладкий металл доспехов, мягкие перья на шлемах, полотнища флагов) свидетельствуют о том, что над созданием рамы работали лучшие резчики того времени.
Рама к портрету Петра I кисти Л. Каравака из собрания Военно-морского музея является уникальным памятником. Это единственная сохранившаяся подлинная русская рама середины XVIII века к парадному императорскому портрету.
К началу реставрационных работ на предмете присутствовали:
- рельефная резьба 3 категории сложности;
- объемная резьба 3 категории сложности;
- объемная резьба скульптурного характера вне категории сложности.
Размер реставрируемого предмета:
Наружный размер: 220 х 162 см;
Внутреннее окно: 166 х 131 см.
Материал: дерево (липа).
Общая площадь реставрируемой поверхности согласно ведомости объемов работ составляет: 3,163 м2.
Первоначально предмет был покрыт сусальным золотом в технике комбинированного золочения: на полимент и клей. К моменту начала реставрации рама была монохромно лессировано покрыта золотимитирующей краской (бронзой).
Художественная рама к портрету Л. Каравака «Петр I» была обнаружена в 1991 году в разобранном виде в здании бывшей Биржи, где прежде располагался ЦВММ. Раму собрали специалисты Реставрационно-художественной мастерской военно-морского музея.
Описание общего состояния музейного предмета к началу реставрации (сохранность)
1. Верхняя листель: в центральной композиции отсутствует геральдический двуглавый орел с короною, левая сторона центральной композиции – утрачена нижняя часть валюты. Левая сторона верхней листели и правая сторона верхней листели – отсутствуют одноглавые орлы по углам.
2. Правая листель: отсутствуют элементы композиции с воинскими доспехами, завиток, выходящий на тыльную сторону.
3. Левая листель: отсутствуют – валюта, казематная часть пушки, голова грифона, часть трубы.
4. Нижняя листель: отсутствуют – геральдический двуглавый орел с короной, опора под геральдического орла, завиток левой части валюты.
5. На всей поверхности резьбы мелкие сколы, выбоины. Золоченая поверхность перекрыта тонким слоем бронзовой краски. Видимые трещины, кракелюры на золоченой поверхности укреплены.
В процессе реставрации специалисты подрядной организации совместно со специалистами музея провели огромную научно-исследовательскую работу по восстановлению облика первоначальных элементов рамы, утраченных в XX веке. Как выглядела рама до революции (а именно во время революционных событий в России она утратила часть своего богатого декора) можно было судить лишь по одной не очень четкой черно-белой фотографии, сделанной в начале XX века. Но специалисты музея вместе с реставраторами блестяще справились с этой задачей и теперь рама представлена в первозданном виде, какой была создана талантливыми резчиками и позолотчиками XVIII века.
Реставраторы первоначально изготовили модели крупных фрагментов резьбы скульптурного характера из мягкого материала (липа) для согласования с реставрационным советом музея: геральдического орла (помещен внизу), два орла (по бокам в верхней части рамы), фланирующюю верхнюю листель.
Затем расчистили поверхности позолоты от поздних тонировок бронзовой краской, от бытовых загрязнений, лаковых наслоений и поздних поновительских тонировок.
Воссоздали матового клеевое золочение в местах утрат и на воссозданных резных деталях в технике золочения ХVIII века. При этом, по решению Реставрационного совета музея, воссозданные резные детали были позолочены таким образом, чтобы отличаться немного от старых вновь вызолоченных участков позолоты, которые были тонированы в цвет старого сохранившегося золота. Это сделано для того, чтобы можно было видеть результат реставрационных работ.
Также золотистой охрой была обработана тыльная поверхность рамы для профилактики отрицательного воздействия температурно-влажностного перепада микроклимата.
Реставрационные работы осуществлялись с конца августа 2018 до января 2019 года.